Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РБ от 03.02.1998 № 39
"О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В КОМПЛЕКСНУЮ ПРОГРАММУ СТИМУЛИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ, УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 21.10.1996 № 358"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 1998 г. № 39

О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В КОМПЛЕКСНУЮ
ПРОГРАММУ СТИМУЛИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ИНОСТРАННЫХ
ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ, УТВЕРЖДЕННУЮ
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ОТ 21.10.96 № 358

Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Внести дополнения и изменения в Комплексную программу стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Республики Бурятия (далее именуется - Комплексная программа), утвержденную постановлением Правительства Республики Бурятия от 21.10.96 № 358, изложив ее в следующей редакции (прилагается).
2. Министерствам и ведомствам Республики Бурятия, органам местного самоуправления районов и городов организовать работу по ее реализации.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Бурятия от 21.10.96 № 358 "О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Республики Бурятия".
4. Контроль за реализацией данного постановления возложить на Контрольное управление Президента Республики Бурятия (Белоколодов Н.М.).

Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ

Управляющий Делами - Руководитель
Администрации Президента и
Правительства Республики Бурятия
А.Г.ЛУБСАНОВ





Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 03.02.98 № 39

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
СТИМУЛИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Республики Бурятия (далее именуется - Комплексная программа) разработана на основании Комплексной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1995 г. № 1016 и Программы Правительства РФ "Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 гг.", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1995 г. № 439, Федеральной программы "Социально - экономическое развитие Республики Бурятия" и Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 годы", утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 15.04.96 № 442 и 15.04.96 № 480.
Комплексная программа исходит из того, что в экономике Республики Бурятия замедлились темпы спада производства, в отдельных отраслях спад производства приостановлен и снизилась инвестиционная активность.
В ней предусматриваются:
- продолжение работ по улучшению инвестиционного климата в республике, включая обеспечение гарантий безопасности инвестору при работе на республиканском рынке;
- определение и реализация мер, направленных на увеличение объема инвестиций;
- разработка законодательных решений, обеспечивающих привлечение отечественных и иностранных инвестиций в экономику республики;
- повышение отдачи капитальных вложений за счет достижения поставленной цели с меньшими затратами в социальной сфере и повышение эффективности инвестиций в производственной сфере.
В составе программы предусматриваются мероприятия по реализации Комплексной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в Республике Бурятия.

1. Современная ситуация в инвестиционной сфере

В связи с переходом к рыночным отношениям в последние годы произошло сокращение объема инвестиций, финансируемых из федерального и республиканского бюджетов. Период реформ 1991 - 1997 гг. можно назвать периодом освоения рыночных методов ведения хозяйства, в том числе инвестиционных процессов, которые обнажили неподготовленность к ним, как органов государственной власти и местного самоуправления, так и хозяйствующих субъектов, в результате общеэкономический кризис и спад инвестиций в экономику.
Сокращение объемов производства, общее снижение платежеспособного спроса потребителей, смещение приоритетов в пользу потребления уменьшило инвестиционные ресурсы как центра, так и субъектов Федерации.
В 1996 году объем инвестиций за счет всех источников финансирования снизился против 1991 года в 7,8 раза, в том числе направленных на развитие материального производства в 9,0 раз, социальной сферы - в 6,5 раза.
В результате проводимой в Российской Федерации и Республике Бурятия приватизации и формирования многоукладной экономики структура инвестиций по формам собственности претерпела значительные изменения.
До 1993 года в республике преобладающей формой собственности была государственная собственность, удельный вес которой составлял 76 процентов.
С 1993 года доля инвестиций предприятий и организаций государственной формы в общем объеме инвестиций снизилась с 69,9% до 49,8 процентов. При одновременном более интенсивном росте инвестиций заказчиков со смешанной формой собственности с 8,5 в 1993 до 35,2% в 1996 году.
Начиная с 1993 года изменяется структура источников инвестиций, появляются внебюджетные источники финансирования - внебюджетные инвестиционные фонды, льготный инвестиционный кредит, конверсионный кредит, фонд финансовой поддержки отраслей, кредиты банков. В 1996 году доля внебюджетных средств от общего объема инвестиций составила 70,4 процента. В основном эти средства направляются на развитие промышленности (энергетика, цветная металлургия, промышленность стройматериалов, транспорт).
С 1992 года идет сокращение бюджетного финансирования. Доля средств федерального бюджета в общем объеме инвестиций снизилась с 44,6 в 1991 до 26,9% - в 1996 году. Из федерального бюджета преимущественно финансируются объекты производственного назначения (74 - 80%). Приоритетное значение при этом придается строительству объектов топливно - энергетического комплекса, транспорта, объектов АПК, объектов, строящихся по лимитам Правительства Республики Бурятия, хотя в последние годы наблюдается тенденция к сокращению бюджетных средств.
По сравнению с 1991 годом сократились инвестиции из федерального бюджета на строительство объектов АПК в 30 раз, объектов, строящихся по лимитам Правительства, - 2 раза.
Объем инвестиций из республиканского бюджета ежегодно сокращается, удельный вес которых в 1996 году составил 2,7% от общего объема, более 90% этих средств направляется на развитие социальной сферы. Инвестиции из республиканского бюджета направляются на строительство объектов, строящихся по лимитам правительства республики и агропромышленного комплекса.
В 1996 году в 12,8 раза по сравнению с 1991 годом сократились инвестиции на строительство объектов, строящихся по лимитам правительства.
Возрастает роль собственных средств предприятий и организаций всех форм собственности, направленных на инвестиции. В 1996 году их доля от общего объема составила 53,0 процента.
В последние годы наблюдается рост объема средств населения, направленных на индивидуальное жилищное строительство, их доля в общем объеме в 1996 году составила 3,6% против 1,1% в 1991 году.
Изменения в отраслевой структуре инвестиций не совпадают со сдвигами в структуре основных фондов республики в силу запаздывания ввода основных фондов, разных сроков их службы и различных темпов обновления. Отраслевая структура основных фондов республики формировалась, в основном, в связи с возникновением и развитием новых производств общероссийского значения. Высокий удельный вес производственных основных фондов имеет тенденцию роста.
Степень износа производственных фондов по состоянию на 01.01.97 составляет 46,2 процента.
Несмотря на увеличивающееся количество зарегистрированных совместных предприятий, объем привлечения иностранных инвестиций, их отраслевая структура не удовлетворительны. Доля производимых ими работ, товаров и услуг в общем объеме производства мала.
Общий накопленный объем иностранных прямых инвестиций в республике по состоянию на 01.01.97 составил более 10,4 млн. долларов США.
Анализ отраслевой структуры иностранных инвестиций показывает, что основная доля их вложена в производство товаров народного потребления (43,5%), в лесную и деревообрабатывающую промышленность (34,9%), торговлю (16,4%).
Несмотря на вышеизложенное, в 1996 - 1997 гг. в инвестиционной сфере отмечался ряд позитивных тенденций. Так, приостановлены темпы спада объемов инвестиций. Также продолжала изменяться структура капитальных вложений по отраслям экономики. При сокращении удельного веса всех инвестиций, направляемых на развитие промышленности увеличилась доля инвестиций, направленных на развитие угольной, деревообрабатывающей и легкой промышленности, а также возрос удельный вес инвестиций на развитие транспорта, связи. В общем объеме инвестиций, направленных на развитие агропромышленного комплекса, сокращаются инвестиции предприятий государственной формы собственности, а инвестиции частной формы собственности возрастают.
Однако для выхода из кризиса экономики Республики Бурятия, ее структурного и технологического обновления ежегодно требуется, по расчетам, около 600 - 700 млн. долларов США или около 4 трлн. рублей. Фактически привлекаются 2 трлн. рублей (в ценах 1997 года).
Основными причинами малого объема инвестиций в республике являются:
- слабая законодательно - правовая база привлечения инвестиций в целом по России;
- информационный вакуум об инвестиционном потенциале Республики Бурятия;
- низкий рейтинг республики с точки зрения инвестиционной привлекательности из-за дотационности бюджета, глубокого социально - экономического кризиса;
- недостаточная методическая база и слабый профессиональный уровень по разработке инвестиционных проектов и бизнес - планов на предприятиях и организациях;
- неразвитая система правового и коммерческого гарантирования эффективных инвестиционных проектов, в том числе системы государственных гарантий по привлекаемым капиталам отечественных и зарубежных инвесторов;
- не проработанная система защиты и страхования капитала частных инвесторов;
- неразвитость регионального фондового рынка и республиканских кредитно - денежных институтов;
- непривлекательная для инвесторов отраслевая структура промышленности и сельского хозяйства;
- значительная территориальная удаленность от мировых товарных рынков.

2. Создание благоприятного инвестиционного климата

Привлечение инвестиций в экономику, в основном, зависит от наличия благоприятного инвестиционного климата, создание которого осуществляется на федеральном и республиканском уровнях. В последнее время были приняты важные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов, в том числе снижение темпов инфляции, льготы при налогообложении прибыли коммерческих организаций с иностранными инвестициями, освобождение от налога на добавленную стоимость и спецналога на импортируемое технологическое оборудование и запасные части к нему, а также предоставление льготных кредитов в иностранной валюте, полученных в иностранных банках и кредитных учреждениях. Отмечено ограниченное количество расчетных (текущих) бюджетных счетов предприятий и учреждений, организаций в банках или иных кредитных учреждениях, с 1 января 1996 г. отменен налог на сверхнормативное повышение расходов на оплату труда и другие.
Для формирования рыночных инструментов выхода экономики из кризиса на федеральном уровне предусматривается оказание государственной поддержки в объеме 0,5 процента валового внутреннего продукта частным инвесторам на конкурсной основе на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов. В указанных проектах доля централизованных инвестиционных ресурсов в затратах не должна превышать 40 процентов.
Необходимо отметить, что работы по привлечению отечественных и иностранных инвестиций сдерживаются и приносят незначительные результаты по ряду причин:
- высокая степень централизации на федеральном уровне потенциальных залоговых объектов (недра, леса, федеральные промышленные объекты) и ввиду этого незначительная залоговая база республики;
- сокращающийся объем инвестиций из федерального бюджета;
- практическое бездействие акционерных обществ по организации вторичной эмиссии акций предприятий;
- непрозрачность существующей системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, существенно отличающейся от международных стандартов;
- слабо развитый страховой бизнес;
- огромный бюджетный дефицит;
- задержки и непринятие ряда федеральных законов, имеющих прямое действие, таких как:
"О внесении дополнений и изменений в Закон Российской Федерации "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации";
"Перечень отраслей, предприятий, видов деятельности и территорий, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов";
"О концессиях и концессионной деятельности в Российской Федерации".
Также требуется изменение амортизационной политики, которая существенно расширила бы воспроизводственный потенциал как действующих предприятий, так и вновь создающихся.
В дальнейшем Правительство Республики Бурятия продолжит работы по созданию благоприятного инвестиционного климата по таким направлениям, как:
- развитие рынка ценных бумаг;
- внедрение системы гарантий вкладов населения и страхования некоммерческих рисков, связанных с невыполнением государством своих финансовых обязательств;
- стимулирование деятельности коммерческих банков на долгосрочные вложения в экономику республики;
- создание и развитие страховых фондов;
- создание залогового фонда;
- дальнейшее участие инвестиционных проектов на международных выставках;
- разработка инвестиционных проектов по международным стандартам (по форме ЮНИДО);
- сотрудничество с международными финансовыми институтами по привлечению внешних заимствований;
- дальнейшее проведение рекламно - информационной кампании в средствах массовой информации и специальных финансовых изданиях, раскрывающих инвестиционную возможность республики;
- сокращение бюджетного дефицита.
Существенное развитие должен приобрести такой источник финансирования, как вторичная эмиссия ценных бумаг.
Вторичная эмиссия ценных бумаг в республике не осуществляется, так как не сформированы гарантии Правительства Республики Бурятия.
Указом Президента Республики Бурятия от 28.03.95 № 88 в республике образована Бурятская республиканская комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, обеспечивающая реализацию принимаемых федеральной комиссией решений и контроль за деятельностью профессиональных участников ценных бумаг.
В настоящее время также ведется подготовительная работа по разработке проспекта эмиссии республиканского облигационного займа Правительства Республики Бурятия.
В республике размещением ценных бумаг занимаются также чековый фонд "Ариг Ус" и другие рыночные образования. Созданный республиканский внебюджетный жилищный фонд "Жилинвест" будет заниматься выпуском и реализацией жилищных займов и сертификатов.
В создании благоприятного инвестиционного климата важную роль играет целевая ориентация предприятий на использование по назначению амортизационных отчислений, но в республике в 1996 году 71% предприятий сработал убыточно. Сумма убытка составила 743,6 млрд. рублей.
В целях привлечения отечественных и иностранных инвестиций в экономику республики созданы необходимые инвестиционные фонды. К ним относится дирекция и фонд реализации ФП СЭР Республики Бурятия, АООТ "Финкор-Бурятия", "Агроинвест", "Жилинвест", Фонд поддержки малого предпринимательства, дорожный, экологический и другие.
Привлечение отечественных и иностранных инвестиций в экономику сдерживается также слабой информационной обеспеченностью инвестиционной деятельности в Республике Бурятия.
В настоящее время в республике разработано более 120 инвестиционных проектов и бизнес - планов, из которых 63 принято конкурсной комиссией к финансированию из республиканского бюджета, но не все из них соответствуют международным требованиям.
В 1995 году Правительство Республики Бурятия организовало специальный выпуск журнала "Бизнес", где дана информация о наличии и характеристика имеющихся инвестиционных проектов в республике, а в 1997 году - "Деловая Бурятия".
В марте 1996 г. в г. Москве прошли Дни Республики Бурятия, где был организован "круглый стол" по презентации инвестиционных проектов для привлечения отечественных и иностранных инвесторов.
В настоящее время созданный банк данных наличия инвестиционных проектов и бизнес - планов не соответствует международным требованиям.
В развитии инвестиционной деятельности в республике особое место должна занять государственная поддержка, которая осуществляется на федеральном и республиканском уровнях.
На федеральном уровне государство принимает на себя финансирование значительной части федеральных программ за счет средств федерального бюджета, государственного фонда финансовой поддержки отдельных отраслей, внебюджетного фонда, образованного в федеральных органах.
К такой программе относится принятая Федеральная программа "Социально - экономическое развитие Республики Бурятия" и Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья. Из федерального бюджета намечается финансирование отдельных объектов социальной сферы.
На республиканском уровне Правительство Республики Бурятия предусматривает финансирование из республиканского бюджета части вышеуказанных программ, объектов социальной сферы, выделение гарантийных обязательств предприятиям и организациям для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, включая создание залогового фонда и предоставление налоговых льгот предприятиям и инвесторам республики.
Повышение инвестиционной активности не может быть решено посредством усиления прямого вмешательства государства. Поэтому в дальнейшем необходимо обеспечить увеличение высокоэффективных инвестиций путем создания необходимой законодательной базы, для повышения инвестиционной активности и надежной защиты вкладываемых средств.
На федеральном уровне в 1998 году намечается принять необходимые законодательные и нормативные акты, которых, однако, недостаточно для привлечения отечественных инвестиций в экономику Республики Бурятия. Поэтому на республиканском уровне необходимо в 1998 - 1999 гг. принять дополнительные законодательные и нормативные акты.

3. Организационно - правовые условия инвестирования

Четкое правовое регулирование инвестиционной деятельности, определение правового положения субъектов инвестиционной деятельности, правового обеспечения гарантий стабильности отношений по инвестициям становятся объективной потребностью не только инвесторов, заказчиков инвестиций, но и законодательных, государственных органов.
Без создания и совершенствования законодательной и нормативной базы инвестиционной деятельности на федеральном и республиканском уровнях реализация Комплексной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Республики Бурятия невозможна.
До начала перестройки экономической системы все решения в области инвестиций принимались на государственном уровне на централизованной и плановой основах. При этом экономическая эффективность инвестиций не всегда рассматривалась в числе основных критериев выбора объектов для финансирования или учитывалась весьма формально. С развитием предпринимательского процесса у частных фирм и акционированием предприятий при недостатке стартового капитала появилась необходимость в получении финансовых ресурсов, в том числе из иностранных источников под конкретные проекты. Для представления проектов потенциальному инвестору требуется разработка бизнес - плана, отвечающего, с одной стороны, требованиям международной практики, а с другой, - российским и бурятским экономическим условиям. Бизнес - план стал принципиально новым документом для широких кругов российских предпринимателей, которые столкнулись с серьезными проблемами при его разработке из-за нехватки соответствующего опыта, знаний, информации и отсутствием специалистов и консультантов в этой области.
Для информационного обеспечения инвестиционной деятельности необходимо содействие Правительства Республики Бурятия действующим и создаваемым республиканским консалтинговым организациям, фирмам по разработке бизнес - планов, проектным институтам. Конкретными задачами информационного обеспечения инвестиционной деятельности в республике являются: сбор, обработка и актуализация информации о законодательстве, состоянии рынка, перспективы развития экономики и отдельных отраслей, планов предприятий, заинтересованных в привлечении инвестиций, ход приватизации, продажа акций, конверсия производства.
Для обеспечения информационно - консультативного взаимодействия потенциальных иностранных инвесторов с российскими организациями постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.95 № 657 создан Российский центр содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики Российской Федерации. Для выявления потенциальных иностранных инвесторов необходимо организовать связь с этим центром.
Есть необходимость создать информационное обеспечение инвестиционной деятельности в Республике Бурятия (п. 1 приложения № 1).
В связи с ежегодным сокращением объема инвестиций, финансируемых из федерального и республиканского бюджетов, и недостаточностью привлеченных средств в настоящее время назрела необходимость эффективного использования имеющихся инвестиционных ресурсов. Одной из форм эффективного использования инвестиционных ресурсов является определение перечня приоритетных отраслей и проектов, которые финансируются в первоочередном порядке.
Поэтому в плане мероприятий по реализации комплексной программы предусматривается разработка и утверждение Перечня приоритетных отраслей и производств в Республике Бурятия, в котором предоставляется льготный режим инвесторам (пункт 2).
Принятые на федеральном и республиканском уровнях законодательные акты не обеспечили создание благоприятного инвестиционного климата, правовой защиты от рисков отечественных и иностранных инвестиций и стимулирование их привлечения в экономику Республики Бурятия.
Для решения этих вопросов в плане мероприятий предусматривается разработка пакета проектов законов Республики Бурятия, таких как: "Об инвестиционной деятельности в Республике Бурятия", "Налоговое стимулирование организаций, осуществляющих производственную деятельность в Республике Бурятия, до полной окупаемости вложенных средств", "О стимулировании инвестиционной деятельности банков на территории Республики Бурятия" и "О дополнениях и изменениях Закона Республики Бурятия "О стимулировании привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Бурятия" (пункт 3).
Одним из путей привлечения отечественных инвестиций в экономику Республики Бурятия является решение в Министерстве экономики Российской Федерации вопроса о выделении средств из федерального бюджета на финансирование строительства объектов социальной сферы, осуществляемых по лимитам Правительства Республики Бурятия, федеральных программ "Социально-экономическое развитие Республики Бурятия", "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 гг.". Для этого в плане мероприятий предусмотрено, что Министерство экономики Республики Бурятия и Дирекция реализации Федеральной программы социально - экономического развития Республики Бурятия ежегодно в 1 полугодии обеспечивает представление бюджетных заявок на финансирование из федерального бюджета строительства вышеуказанных объектов, программ и проектов (пункты 4, 5, 6).
На федеральном уровне создается фонд государственных гарантий высокоэффективных инвестиционных проектов на основе залоговой системы, отвечающей требованиям мирового уровня.
Задача Правительства Республики Бурятия совместно с заинтересованными организациями, инвесторами ежегодно определять перечень высокоэффективных инвестиционных проектов и обеспечить разработку бизнес - планов для представления в Министерстве экономики России для получения государственных гарантий и льготных инвестиционных кредитов, включая выделение иностранных кредитов. В плане мероприятий осуществление указанных работ поручено Фонду реализации Федеральной программы социально - экономического развития Республики Бурятия (приложение 7).
Для обеспечения реализации Федеральной программы социально - экономического развития коренных малочисленных народов Севера на 1996 - 2000 годы в плане мероприятий поручено Минэкономики Республики Бурятия обеспечить ежегодное представление в Госкомсевер России бюджетной заявки и заключения с ним контракта (договора) о выделении средств из федерального бюджета на социально - экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера республики (пункт 8).
Строительство объектов социальной сферы, осуществляемых по лимитам Правительства Республики Бурятия, финансируется из республиканского бюджета. Для решения этого вопроса Министерство экономики Республики Бурятия ежегодно представляет в Министерство финансов Республики Бурятия бюджетные заявки на финансирование из республиканского бюджета строительства вышеуказанных объектов (пункт 9).
В соответствии с мировой практикой Правительство Российской Федерации подготовило и представило на рассмотрение проект федерального закона "Перечень отраслей, предприятий, видов деятельности и территорий, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвестиций". После принятия указанного федерального закона в республике необходимо разработать и принять аналогичный закон (пункт 10).
Государственная поддержка и гарантия инвестиционной деятельности осуществляются на федеральном и региональном уровнях. На федеральном уровне государство финансирует реализацию федеральных программ и объекты, относящиеся к федеральной собственности, а также отдельные объекты региональной собственности.
На республиканском уровне осуществляется государственная гарантия и поддержка инвестиционных проектов с минимальным сроком окупаемости, а также объектов социальной сферы.
Учитывая ограниченные финансовые и материальные ресурсы, неустойчивость хозяйственных связей, рост транспортных тарифов, при предоставлении государственных гарантий и на рассмотрение инвесторам приоритет следует отдавать тем инвестиционным проектам, которые сориентированы на:
- выпуск экспортной и импортозамещающей продукции;
- снабжение сырьем, материалом и комплектующими изделиями предприятий республики и соседних регионов;
- выпуск продукции, предназначенной для удовлетворения жизненных потребностей населения республики;
- минимальный инвестиционный и производственный циклы, хорошо проработанные проекты и бизнес - планы, которые быстро окупаются даже в условиях инфляции;
- инвестиционные проекты, включенные в федеральную программу социально - экономического развития Республики Бурятия.
Поэтому требуется организация конкурсного отбора указанных проектов (пункт 11).
Для привлечения отечественных и иностранных инвестиций на финансирование инвестиционных проектов особое место занимает участие республики в межгосударственных, всероссийских и региональных выставках и конкурсах инвестиционных проектов (пункт 12).
Поэтому необходимо разработать в соответствии с международными требованиями качественные проекты и бизнес - планы, осуществить рекламно - информационную кампанию в печатных изданиях, обеспечить издание делового проспекта, где дана информация о наличии и характеристике имеющихся инвестиционных проектов в республике.
Выпуск и реализация ценных бумаг является одним из способов привлечения внебюджетных инвестиций в экономику республики. По этому направлению в республике проводится определенная работа, но она недостаточна. Требуется подготовка предложений по развитию рынка ценных бумаг в республике.
Для этого Республиканской комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку необходимо совместно с банками и фирмами, расположенными на территории республики, подготовить предложения о создании депозитарно - клиринговой компании. Также необходимо в 1998 году подготовить проект постановления Правительства Республики Бурятия о развитии рынка ценных бумаг в республике (пункт 13).
В проекте постановления должны быть определены участники, которым разрешен выпуск гарантированных государством ценных бумаг для финансирования инвестиционных проектов.
Для развития государственного жилищного фонда, обеспечивающего предоставление жилья нуждающимся в рамках социальной нормы, необходимо в проекте постановления Правительства Республики Бурятия предусмотреть выпуск жилищного займа со сроком погашения на 10 - 15 лет.
Для привлечения свободных средств населения для финансирования жилищного строительства Указом Президента Российской Федерации от 10.07.94 № 1182 разрешен выпуск жилищных сертификатов.
Республиканский внебюджетный жилищный фонд "Жилинвест" имеет возможность заниматься выпуском и обращением жилищных сертификатов. Также возможен выпуск и обращение муниципальных жилищных сертификатов.
Для привлечения внебюджетных инвестиций на реализацию отдельных перспективных инвестиционных проектов (освоение больших месторождений) в проекте указанного постановления предусмотреть проспект эмиссии республиканского облигационного займа Правительства Республики Бурятия.
В настоящее время в республике фактически не проводится работа по ипотечному кредитованию.
После выхода нормативно - правовых актов Российской Федерации необходимо разработать мероприятия по ипотечному кредитованию в Республике Бурятия (пункт 14).
Предоставление инвесторам прав на разработку и освоение возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов и проведение хозяйственной деятельности, связанной с использованием объектов, находящихся в республиканской и муниципальной собственности, но не переданных предприятиям, учреждениям, организациям в полное хозяйственное ведение или оперативное управление, должно осуществляться на основании концессионных договоров, заключаемых с отечественными и иностранными инвесторами Правительством Республики Бурятия или иным уполномоченным на то государственным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия о концессиях. Однако в настоящее время отсутствуют указанные законы.
Поэтому после принятия федерального закона требуется разработка проекта закона Республики Бурятия "О концессиях и концессионной деятельности в Республике Бурятия" (пункт 15).
В законе должен быть определен порядок проведения конкурсов и аукционов на заключение концессионных договоров с отечественными и иностранными инвесторами, а также утвержден перечень объектов республиканской, муниципальной собственности, видов хозяйственной деятельности, в отношении которых может быть заключен концессионный договор.
В целях привлечения капитала негосударственных инвесторов необходимо создать механизмы защиты вкладываемых ими средств от некоммерческих рисков.
Интересы частных инвесторов, участвующих в реализации проектов, должны быть защищены от следующих некоммерческих (политических) рисков: последствий решений органов государственной власти по ограничению прав собственности и распоряжение созданными активами и произведенной продукцией, изменений правил бухгалтерской отчетности, арбитражной процедуры. Страховая защита инвестиций должна осуществляться как по отдельным видам названных рисков, так и по различным их сочетаниям.
Принципиальным положением является добровольность страхования инвесторов от некоммерческих рисков. Для страхования инвестиций требуется создание страховых учреждений, включающих сеть страховых компаний, целевые пулы и национальную перестраховочную компанию.
Отсутствие залогового фонда сдерживает привлечение отечественных и иностранных инвестиций в экономику республики.
Действующее законодательство допускает привлечение частных инвестиций в экономику путем получения кредита под залог (заклад) движимого и недвижимого имущества. Для этого в республике должен создаваться залоговый реестр, с помощью которого кредитор получает возможность установить действительного владельца собственности и обладателя прав собственности на закладываемое имущество.
Одной из форм привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Бурятия является представление месторождений полезных ископаемых, расположенных в республике, на международных конкурсах (тендерах) на разведку, разработку и освоение (пункт 16).





Приложение
к Комплексной программе
стимулирования отечественных
и иностранных инвестиций
в экономику Республики Бурятия,
утвержденной постановлением
Правительства Республики Бурятия
от 03.02.98 № 39

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
СТИМУЛИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

   ----T-------------------------------T-------------T----------T-------------¬

¦N№ ¦ Наименование мероприятий ¦Вид документа¦ Срок ¦ Исполнители ¦
¦пп ¦ ¦ ¦исполнения¦ ¦
+---+-------------------------------+-------------+----------+-------------+
¦1. ¦Информационное обеспечение ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инвестиционной деятельности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в Республике Бурятия: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------------+-------------+----------+-------------+
¦ ¦- разработка и создание банка ¦проекты, ¦ постоянно¦Дирекция ФП ¦
¦ ¦данных высокоэффективных ¦бизнес - ¦ ¦ СЭР РБ, ¦
¦ ¦проектов и бизнес - планов; ¦планы, ¦ ¦ГКторг и ВЭС,¦
¦ ¦ ¦банк данных ¦ ¦ ТПП ¦
¦ +-------------------------------+-------------+----------+-------------+
¦ ¦- сбор, отработка и ¦пакет ¦ постоянно¦Минэкономики,¦
¦ ¦актуализация информации о ¦документов ¦ ¦ГКторг и ВЭС,¦
¦ ¦законодательстве, перспективное¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развитие экономики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------------+-------------+----------+-------------+
¦ ¦- организация системы ¦система ¦ постоянно¦Дирекция ФП ¦
¦ ¦информационного обеспечения ¦ ¦ ¦ СЭР РБ, ¦
¦ ¦потенциальных отечественных и ¦ ¦ ¦ГКторг и ВЭС,¦
¦ ¦иностранных инвесторов ¦ ¦ ¦ Информцентр ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Минэкономики ¦
¦ +-------------------------------+-------------+----------+-------------+
¦ ¦- создание в Госкомитете по ¦банк данных ¦ ¦ ¦
¦ ¦торговле и ВЭС Республики ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Бурятия банка данных по ¦ ¦ постоянно¦ГКторг и ВЭС ¦
¦ ¦проектам, требующим иностранных¦ ¦ ¦Дирекция ФП ¦
¦ ¦инвестиций, с оформлением ¦ ¦ ¦ СЭР РБ ¦
¦ ¦документации по методике ЮНИДО ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на русском и английском языках ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и занесением в компьютерную ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦базу данных ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+-------------+----------+-------------+
¦2. ¦Разработка перечня приоритетных¦проект ¦ 1998 год ¦Минэкономики,¦
¦ ¦отраслей и производств в ¦постановления¦ ¦Дирекция ФП ¦
¦ ¦Республике Бурятия, в которых ¦Правительства¦ ¦ СЭР РБ, ¦
¦ ¦предоставляется льготный ¦РБ ¦ ¦с участием ¦
¦ ¦режим инвесторам ¦ ¦ ¦министерств и¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ведомств ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦республики ¦
+---+-------------------------------+-------------+----------+-------------+
¦3. ¦Разработка и представление на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦утверждение в Народный Хурал ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Республики Бурятия законов по ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предоставлению отечественным ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и иностранным инвесторам ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦налоговых льгот и защиты: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------------+-------------+----------+-------------+
¦ ¦- "Об инвестиционной ¦проект ¦1 квартал ¦Минэкономики ¦
¦ ¦деятельности в Республике ¦закона ¦ 1998 г. ¦ ¦
¦ ¦Бурятия" ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------------+-------------+----------+-------------+
¦ ¦- "Налоговое стимулирование ¦проект ¦1 квартал ¦Минэкономики ¦
¦ ¦организаций, осуществляющих ¦закона ¦ 1998 г. ¦ ¦
¦ ¦производственную деятельность ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в Республике Бурятия, до полной¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦окупаемости вложенных средств" ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------------+-------------+----------+-------------+
¦ ¦- "О стимулировании ¦проект ¦1 квартал ¦Минэкономики ¦
¦ ¦инвестиционной деятельности ¦закона ¦ 1998 г. ¦ ¦
¦ ¦банков на территории Республики¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Бурятия" ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------------+-------------+----------+-------------+
¦ ¦- "О дополнениях и изменениях ¦проект ¦1 квартал ¦ГК торговли и¦
¦ ¦Закона Республики Бурятия "О ¦закона ¦ 1998 г. ¦ БЭС ¦
¦ ¦стимулировании привлечения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦иностранных инвестиций в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономику Республики Бурятия" ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+-------------+----------+-------------+
¦4. ¦Подготовка и представление ¦бюджетные ¦ ежегодно ¦Минэкономики ¦
¦ ¦предложений в Минэкономики ¦заявки ¦ 1 ¦ ¦
¦ ¦России о выделении лимита ¦ ¦полугодие ¦ ¦
¦ ¦государственных инвестиций, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦финансируемых из федерального ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бюджета, направляемых на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦строительство объектов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦осуществляемых по лимитам ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+-------------+----------+-------------+
¦5. ¦Подготовка и представление ¦бюджетные ¦ ежегодно ¦Минэкономики ¦
¦ ¦предложений в Минэкономики ¦заявки ¦ 1 ¦ ¦
¦ ¦России и Межрегиональную ¦ ¦полугодие ¦ ¦
¦ ¦ассоциацию Дальнего Востока и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Забайкалья по финансированию ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦из федерального бюджета ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программ и проектов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предусмотренных в федеральной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программе экономического и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социального развития Дальнего ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Востока и Забайкалья на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦1996 - 2005 годы ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+-------------+----------+-------------+
¦6. ¦Подготовка и представление в ¦бюджетные ¦ ежегодно ¦Дирекция ФП ¦
¦ ¦Минэкономики России предложений¦заявки ¦ 1 ¦ СЭР РБ ¦
¦ ¦по финансированию из ¦ ¦полугодие ¦ ¦
¦ ¦федерального бюджета на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безвозвратной основе ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подпрограмм и проектов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предусмотренных в федеральной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программе социально - ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономического развития ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Республики Бурятия ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+-------------+----------+-------------+
¦7. ¦Подготовка и представление в ¦перечень ¦ ежегодно ¦ ¦
¦ ¦Минэкономики России ¦проектов с ¦ 1 ¦Дирекция ФП ¦
¦ ¦перспективных инвестиционных ¦бизнес - ¦полугодие ¦ СЭР РБ ¦
¦ ¦проектов, нуждающихся в ¦планом ¦ ¦ ¦
¦ ¦поддержке для получения ¦и объемом ¦ ¦ ¦
¦ ¦государственных гарантий и ¦финансирова- ¦ ¦ ¦
¦ ¦льготных инвестиционных ¦ния ¦ ¦ ¦
¦ ¦кредитов от Правительства ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации, включая ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦иностранные кредиты ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+-------------+----------+-------------+
¦8. ¦Согласование с Госкомсевером ¦бюджетные ¦ ежегодно ¦Минэкономики ¦
¦ ¦России о выделении средств на ¦заявки, ¦ в 1 ¦ ¦
¦ ¦реализацию федеральной ¦контракт ¦полугодии ¦ ¦
¦ ¦программы "Социально - ¦(договор) ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦малочисленных народов Севера на¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦1996 - 2000 годы" ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+-------------+----------+-------------+
¦9. ¦Подготовка и представление в ¦бюджетные ¦ ежегодно ¦Минэкономики ¦
¦ ¦Минфин Республики Бурятия ¦заявки ¦ в III ¦ ¦
¦ ¦предложений о выделении средств¦ ¦ квартале ¦ ¦
¦ ¦из республиканского бюджета на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦финансирование строительства ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объектов социальной сферы, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦осуществляемых по лимитам ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Правительства Республики ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Бурятия ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+-------------+----------+-------------+
¦10.¦Разработка проекта закона ¦проект ¦ после ¦Минэкономики ¦
¦ ¦Республики Бурятия "Перечень ¦закона ¦ принятия ¦с участием ¦
¦ ¦отраслей, предприятий, видов ¦Республики ¦ федераль-¦министерств и¦
¦ ¦деятельности и территорий, в ¦Бурятия ¦ ного ¦ведомств ¦
¦ ¦которых запрещается или ¦ ¦ закона ¦ ¦
¦ ¦ограничивается деятельность ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦иностранных инвесторов" ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+-------------+----------+-------------+
¦11.¦Организация конкурсного отбора ¦пакет ¦ постоянно¦ФР ФП СЭР РБ ¦
¦ ¦перспективных высокоэффективных¦проектов с ¦ ¦ ¦
¦ ¦инвестиционных проектов для ¦бизнес - ¦ ¦ ¦
¦ ¦представления потенциальным ¦планом ¦ ¦ ¦
¦ ¦инвесторам на рассмотрение и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦получения государственных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гарантий ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+-------------+----------+-------------+
¦12.¦Участие в межгосударственных, ¦отбор ¦ постоянно¦ФР ФП СЭР РБ,¦
¦ ¦всероссийских и региональных ¦инвестицион- ¦ ¦ ТПП РБ, ¦
¦ ¦выставках и конкурсах для ¦ных проектов ¦ ¦ГК торговли и¦
¦ ¦привлечения иностранных и ¦ ¦ ¦ БЭС ¦
¦ ¦отечественных инвестиций по ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦финансированию инвестиционных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектов ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+-------------+----------+-------------+
¦13.¦Разработка предложений по ¦проект ¦ 1998 год ¦Республиканс-¦
¦ ¦развитию рынка ценных бумаг в ¦постановления¦ ¦кая комиссия ¦
¦ ¦Республике Бурятия ¦Правительства¦ ¦по ценным ¦
¦ ¦ ¦РБ ¦ ¦бумагам, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Минфин, РГВФ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Жилинвест" ¦
+---+-------------------------------+-------------+----------+-------------+
¦14.¦Разработка мероприятий по ¦проект ¦После ¦Минстрой, ¦
¦ ¦развитию ипотечного ¦постановления¦принятия ¦Минфин, ¦
¦ ¦кредитования и привлечения ¦Правительства¦республи- ¦Госкомзем, ¦
¦ ¦финансовых средств на ¦РБ ¦канского ¦Нацбанк, ¦
¦ ¦осуществление жилищного ¦ ¦закона ¦коммерческие ¦
¦ ¦строительства ¦ ¦ ¦банки ¦
+---+-------------------------------+-------------+----------+-------------+
¦15.¦Разработка проекта закона ¦проект ¦после ¦Бурятгеолком,¦
¦ ¦Республики Бурятия "О ¦закона ¦принятия ¦Минстрой, ¦
¦ ¦концессиях и концессионной ¦ ¦федераль- ¦Минпром, ¦
¦ ¦деятельности в Республике ¦ ¦ного ¦Минэкономики,¦
¦ ¦Бурятия" ¦ ¦закона ¦Минфин, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Бурятгеолком,¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Дирекция ФП ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ СЭР РБ ¦
+---+-------------------------------+-------------+----------+-------------+
¦16.¦Подготовка перечня ¦проект ¦ III ¦Бурятгеолком ¦
¦ ¦месторождений полезных ¦постановления¦ квартал ¦с участием ¦
¦ ¦ископаемых для представления ¦Правительства¦ 1998 г. ¦министерств и¦
¦ ¦на международных конкурсах ¦РБ ¦ ¦ведомств ¦
¦ ¦(тендерах) на разведку, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разработку и освоение ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------------------------+-------------+----------+--------------


Примечание: в случае необходимости и целесообразности разработки других законодательных актов и других материалов по вопросам привлечения отечественных и иностранных инвестиций, не вошедших в план мероприятий настоящей Комплексной программы, они будут разрабатываться в установленном порядке.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru