Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Республики Бурятия от 19.04.1995 № 111-I
(ред. от 06.03.2009)
"О НАРОДНОМ ХУРАЛЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ"
(принят Народным Хуралом РБ 19.04.1995)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях
"Бурятия", № 132, 18.07.2001, Официальный вестник № 45,
"Бурятия", № 89, 17.05.1995,
"Ведомости Народного Хурала Республики Бурятия", № 4, 1995.



Изменения, внесенные Законом Республики Бурятия от 06.03.2009 № 754-IV, вступили в силу со 21 марта 2009 года.



19 апреля 1995 года № 111-I

   ------------------------------------------------------------------


РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ

ЗАКОН

О НАРОДНОМ ХУРАЛЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Принят
Народным Хуралом
Республики Бурятия
19 апреля 1995 года

(в ред. Законов Республики Бурятия
от 14.04.2000 № 379-II, от 12.07.2001 № 756-II,
от 24.04.2002 № 993-II, от 07.08.2002 № 50-III,
от 16.10.2002 № 97-III, от 29.09.2003 № 424-III,
от 30.12.2003 № 610-III, от 30.04.2004 № 702-III,
от 05.05.2005 № 1172-III, от 22.11.2005 № 1376-III,
от 02.05.2006 № 1615-III, от 22.11.2006 № 1965-III,
от 22.11.2006 № 1972-III, от 02.07.2007 № 2346-III,
от 04.09.2007 № 2458-III,
от 12.12.2007 № 31-IV (ред. 31.10.2008),
от 07.07.2008 № 376-IV, от 07.07.2008 № 345-IV,
от 08.07.2008 № 412-IV, от 30.09.2008 № 528-IV,
от 19.12.2008 № 669-IV, от 06.03.2009 № 754-IV,
с изм., внесенными Решением Верховного Суда РБ
от 20.12.2000)

Настоящий Закон определяет деятельность Народного Хурала Республики Бурятия (далее - Народный Хурал), его статус, компетенцию, ответственность за принятые правовые акты, а также регулирует иные правоотношения, возникающие в процессе осуществления Народным Хуралом своих функций.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

1. Народный Хурал - законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Бурятия является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Республики Бурятия.
(п. 1 в ред. Закона Республики Бурятия от 02.05.2006 № 1615-III)
2. Народный Хурал обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
3. Народный Хурал является правопреемником Верховного Совета Республики Бурятия в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Бурятия и законами Республики Бурятия. Законы и иные нормативные правовые акты, принятые Верховным Советом Республики Бурятия, действуют в части, не противоречащей Конституции Республики Бурятия.

Статья 2

1. Порядок формирования и деятельности Народного Хурала регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Бурятия, законами Республики Бурятия и Регламентом Народного Хурала.
2. Народный Хурал самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, аналитического, материально - технического и финансового обеспечения своей деятельности.

Статья 3

Деятельность Народного Хурала основывается на принципах демократизма, законности, разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Народный Хурал осуществляет свою деятельность самостоятельно, не подчиняется другим органам государственной власти и не подотчетен перед ними.

Глава II. СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ

Статья 4

1. Народный Хурал избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Бурятия, на пять лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
(в ред. Закона Республики Бурятия от 02.05.2006 № 1615-III)
2. Число депутатов Народного Хурала устанавливается Конституцией Республики Бурятия.
(п. 2 в ред. Закона Республики Бурятия от 29.09.2003 № 424-III)
3. Порядок выборов депутатов Народного Хурала устанавливается законом Республики Бурятия.
4. Народный Хурал является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Статья 5

   ------------------------------------------------------------------

Положения пункта 1 статьи 5 не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до дня вступления в силу Закона Республики Бурятия от 22.11.2006 № 1972-III (пункт 3 статьи 5 Закона РБ от 22.11.2006 № 1972-III).
   ------------------------------------------------------------------

1. Депутатом Народного Хурала (далее - депутат) может быть избран гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, достигший возраста 21 года и обладающий пассивным избирательным правом.
(п. 1 в ред. Закона Республики Бурятия от 22.11.2006 № 1972-III)
2. Статус депутата устанавливается законом Республики Бурятия.
3. В Народном Хурале на профессиональной постоянной (оплачиваемой) основе работают Председатель Народного Хурала, заместители Председателя Народного Хурала, председатели комитетов, заместители председателей комитетов. На постоянной основе в Народном Хурале осуществляет свою деятельность 14 депутатов.
(в ред. Законов Республики Бурятия от 16.10.2002 № 97-III, от 30.04.2004 № 702-III, от 12.12.2007 № 31-IV (ред. 31.10.2008))

Статья 6

1. Народный Хурал образует Совет Народного Хурала, комитеты и комиссии, а также совещательные, координационно - консультативные, научно - экспертные органы.
2. В Народном Хурале могут создаваться депутатские фракции, группы. Порядок образования, полномочия и процедура регистрации депутатских фракций и групп определяется Регламентом Народного Хурала.
Депутаты Народного Хурала, избранные в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Народном Хурале, входят во фракции, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2.1 настоящей статьи. Фракция включает в себя всех депутатов, избранных в составе соответствующего списка кандидатов. Во фракцию могут входить также депутаты, избранные по одномандатным избирательным округам, и депутаты, избранные в составе списка кандидатов политической партии, указанной в пункте 2.1 настоящей статьи.
(в ред. Закона Республики Бурятия от 06.03.2009 № 754-IV)
Депутаты, избранные по одномандатным избирательным округам, а также депутаты, избранные в составе списка кандидатов политической партии, указанной в пункте 2.1 настоящей статьи, вправе образовывать депутатские объединения, не являющиеся фракциями.
(абзац третий введен Законом Республики Бурятия от 06.03.2009 № 754-IV)
Порядок деятельности фракций и порядок формирования и деятельности других депутатских объединений устанавливаются положениями, утвержденными постановлениями Народного Хурала.
(абзац третий введен Законом Республики Бурятия от 06.03.2009 № 754-IV)
2.1. В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в Народном Хурале, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.
(п. 2.1 введен Законом Республики Бурятия от 06.03.2009 № 754-IV)
3. Депутатские фракции обеспечиваются помещениями, а также необходимыми для осуществления их деятельности материально-техническими и иными средствами.
(п. 3 введен Законом Республики Бурятия от 08.07.2008 № 412-IV)
4. Депутатские фракции могут образовывать свои аппараты, которые входят в состав Аппарата Народного Хурала.
(п. 4 введен Законом Республики Бурятия от 08.07.2008 № 412-IV)

Статья 7

1. Председатель Народного Хурала и его заместители избираются на первой сессии Народного Хурала нового созыва по предложению депутата, депутатов.
2. Председателем Народного Хурала и его заместителями считаются депутаты, набравшие при тайном голосовании большинство голосов от числа избранных депутатов.
3. Председатель Народного Хурала подотчетен Народному Хуралу и может быть освобожден от должности путем тайного голосования большинством голосов от числа избранных депутатов.

Статья 8

1. Председатель Народного Хурала:
а) формирует проект повестки дня сессии Народного Хурала;
б) созывает очередные сессии Народного Хурала согласно планам работы Народного Хурала;
в) созывает внеочередную сессию Народного Хурала по собственной инициативе, по требованию Президента Республики Бурятия, Совета Народного Хурала, не менее одной трети от числа избранных депутатов и определяет дату ее проведения;
г) осуществляет руководство подготовкой сессии Народного Хурала;
д) ведет заседания Народного Хурала;
е) организует работу Совета Народного Хурала;
ж) ведает вопросами внутреннего распорядка Народного Хурала;
з) осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Народного Хурала;
и) назначает и освобождает от должности Управляющего делами - Руководителя Аппарата Народного Хурала с согласия Народного Хурала;
к) назначает на должность и освобождает от должности работников Аппарата Народного Хурала;
л) назначает соответствующий комитет Народного Хурала ответственным за подготовку законопроекта, внесенного в Народный Хурал субъектом законодательной инициативы, к рассмотрению Народным Хуралом; направляет законопроект для рассмотрения в комитеты Народного Хурала, субъектам законодательной инициативы и определяет срок подготовки отзывов, предложений и замечаний (поправок) и заключений по законопроекту;
м) направляет законопроект, подготовленный ответственным комитетом к рассмотрению Народным Хуралом, и материалы к нему субъектам права законодательной инициативы;
(в ред. Закона Республики Бурятия от 02.05.2006 № 1615-III)
н) по предложению председателей (заместителей председателей) комитетов Народного Хурала принимает решение о возвращении законопроекта субъекту права законодательной инициативы, если им не выполнены требования, предъявляемые федеральными законами, законами Республики Бурятия;
о) дает поручения комитетам, комиссиям и другим органам Народного Хурала по вопросам, отнесенным к их компетенции;
п) оказывает содействие депутатам в осуществлении их полномочий;
р) представляет Народный Хурал во взаимоотношениях с иными органами государственной власти, органами местного самоуправления, с организациями и должностными лицами, а также с законодательными (представительными) органами иностранных государств и субъектов иностранных федеративных государств, высшими должностными лицами иностранных государств и субъектов иностранных федеративных государств;
с) подписывает постановления, распоряжения и другие акты Народного Хурала и Совета Народного Хурала;
т) направляет Президенту Республики Бурятия для подписания и обнародования законы Республики Бурятия, принятые Народным Хуралом;
у) представляет или поручает одному из заместителей Председателя Народного Хурала представить на рассмотрение Народного Хурала проекты планов (программ) законопроектной работы Народного Хурала;
ф) утверждает структуру, штаты, размер оплаты труда и условия материально - технического обеспечения работников Аппарата Народного Хурала, а также расходы на его содержание в пределах установленной сметы расходов Народного Хурала;
х) решает иные вопросы организации работы Народного Хурала.
2. По вопросам своего ведения Председатель Народного Хурала издает распоряжения.

Статья 9. Утратила силу. - Закон Республики Бурятия от 07.07.2008 № 345-IV

Статья 10

   ------------------------------------------------------------------

Изменения, ранее внесенные в пункт 1 Законом Республики Бурятия от 12.12.2007 № 31-IV, признаны утратившими силу Законом Республики Бурятия от 31.10.2008 № 591-IV.
   ------------------------------------------------------------------

1. Председатель Народного Хурала имеет двух заместителей.
(п. 1 в ред. Закона Республики Бурятия от 12.12.2007 № 31-IV (ред. 31.10.2008))
2. Народный Хурал по предложению депутата, депутатов тайным голосованием избирает заместителей Председателя Народного Хурала. Функции заместителей Председателя Народного Хурала определяются положением о заместителях Председателя Народного Хурала, утверждаемым Народным Хуралом.
3. Заместители Председателя Народного Хурала подотчетны Народному Хуралу, Председателю Народного Хурала и могут быть освобождены от должности по предложению Председателя Народного Хурала либо не менее одной трети избранных депутатов путем тайного голосования большинством голосов от числа избранных депутатов.

Глава III. СОВЕТ НАРОДНОГО ХУРАЛА

Статья 11

1. Совет Народного Хурала является постоянно действующим органом Народного Хурала, подотчетным ему во всей своей деятельности.
2. Совет Народного Хурала создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности Народного Хурала, а также для осуществления иных полномочий и поручений, определенных Народным Хуралом.
3. В состав Совета Народного Хурала входят Председатель Народного Хурала, заместители Председателя Народного Хурала, руководители фракций в Народном Хурале, председатели комитетов, а также по одному депутату от каждого комитета, избранных на заседании комитета. Ежегодно после формирования состава Совета Народного Хурала производится ротация избранных комитетами депутатов.
(в ред. Закона Республики Бурятия от 07.07.2008 № 376-IV)
4. Порядок проведения заседаний Совета Народного Хурала устанавливается Регламентом Совета Народного Хурала, утверждаемым Народным Хуралом.

Статья 12

1. Совет Народного Хурала:
а) рассматривает проект повестки дня сессии Народного Хурала и вносит предложения, рекомендации по нему;
б) вносит в Народный Хурал планы работы Народного Хурала;
в) принимает решение о проведении всенародного обсуждения законопроектов и других наиболее важных вопросов в пределах компетенции Народного Хурала;
г) вправе вносить предложение Председателю Народного Хурала о созыве внеочередной сессии Народного Хурала;
д) принимает решение о проведении парламентских слушаний;
е) принимает решение о награждении Почетной грамотой Народного Хурала;
ж) утверждает положение об Аппарате Народного Хурала;
з) согласовывает структуру, штаты, размер оплаты труда и условия материально - технического обеспечения работников Аппарата Народного Хурала, а также расходы на его содержание;
и) осуществляет иные полномочия, предусмотренные решениями Народного Хурала.
2. В случае отклонения Президентом Республики Бурятия закона Республики Бурятия Совет Народного Хурала по предложению (представлению) ответственного комитета вправе принять решение о создании специальной комиссии для преодоления разногласий по закону, определить состав представителей Народного Хурала в указанной комиссии, предложить Президенту Республики Бурятия направить для работы в комиссии своих представителей. В случае создания специальной комиссии по инициативе Президента Республики Бурятия, Совет Народного Хурала определяет состав представителей в ней Народного Хурала.
3. Исключен. - Закон Республики Бурятия от 07.08.2002 № 50-III.
4. По вопросам, отнесенным к его ведению, Совет Народного Хурала принимает постановления.

Глава IV. КОМИТЕТЫ И КОМИССИИ НАРОДНОГО ХУРАЛА

Статья 13

1. Для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Народного Хурала, Совета Народного Хурала, а также для содействия проведению в жизнь решений Народного Хурала, Совета Народного Хурала, осуществления контрольных функций Народного Хурала из числа депутатов образуются комитеты и комиссии Народного Хурала (далее - комитеты и комиссии).
2. Количество комитетов и комиссий, направления их деятельности, их наименования определяются Народным Хуралом. Численный состав комитета не может быть менее 5 депутатов.
3. Народный Хурал может создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей.

Статья 14

1. Комитеты и комиссии являются структурными органами Народного Хурала.
2. Комитеты образуются на срок полномочий депутатов соответствующего созыва.
3. Комитеты и комиссии осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утверждаемыми Народным Хуралом.
4. Деятельность комитетов и комиссий основывается на принципах законности, гласности, коллегиальности и ответственности за принимаемые решения.

Статья 15

Комитеты по вопросам, отнесенным к их ведению:
а) организуют работу в Народном Хурале по направлениям деятельности комитета;
б) осуществляют предварительное рассмотрение проектов законов и иных нормативных правовых актов и их подготовку к рассмотрению Народным Хуралом;
в) осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Народного Хурала;
г) осуществляют подготовку заключений и предложений по соответствующим разделам проекта республиканского бюджета;
д) проводят обсуждение по кандидатурам должностных лиц, представляемых Народному Хуралу для избрания, утверждения в должности, согласования на назначение на должность и вносят по ним заключения в Народный Хурал;
е) решают вопросы организации деятельности комитета;
ж) инициируют и организуют проводимые Народным Хуралом парламентские слушания;
з) осуществляют инициативную разработку законопроектов и проектов постановлений Народного Хурала, Совета Народного Хурала;
и) взаимодействуют с другими структурными органами и подразделениями Народного Хурала, органами исполнительной власти Республики Бурятия и органами местного самоуправления в Республике Бурятия, общественными объединениями, иными организациями;
к) рассматривают реализацию нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Республики Бурятия, постановлений Народного Хурала, Совета Народного Хурала в установленном порядке;
л) по направлениям своей деятельности заслушивают сообщения и информации членов Правительства Республики Бурятия, иных должностных лиц и представителей органов местного самоуправления в Республике Бурятия, а также руководителей организаций всех форм собственности;
м) осуществляют иные полномочия по вопросам ведения комитета.

Статья 16

1. Председатели комитетов, комиссий избираются открытым голосованием в порядке, предусмотренном для избрания Председателя Народного Хурала.
(п. 1 в ред. Закона Республики Бурятия от 12.12.2007 № 31-IV)
2. Председатели комитетов и комиссий избираются и освобождаются от исполнения обязанностей Народным Хуралом в порядке, предусмотренном Регламентом Народного Хурала.
3. Количество заместителей председателя комитета и комиссии определяется комитетом и комиссией самостоятельно.
4. Решением комитета определяется не более одного заместителя председателя комитета, работающего на профессиональной постоянной (оплачиваемой) основе в Народном Хурале.
(в ред. Законов Республики Бурятия от 16.10.2002 № 97-III, от 12.12.2007 № 31-IV)
5. Заместители председателя комитета и комиссии избираются и освобождаются от исполнения обязанностей решением комитета и комиссии по представлению председателя комитета и комиссии.

Статья 17

1. Каждый депутат, за исключением Председателя Народного Хурала и заместителей Председателя Народного Хурала, обязан состоять в одном из комитетов.
2. Депутат может быть членом только одного комитета.

Статья 18

Комитеты и комиссии с соблюдением законодательства вправе запрашивать от органов исполнительной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия, организаций всех форм собственности документы, связанные с их деятельностью.

Статья 19

Комитеты и комиссии вправе привлекать к законопроектной деятельности экспертов и других специалистов.

Статья 20

Совещательные, координационно - консультативные, научно - экспертные органы создаются при Народном Хурале по предложению комитетов (комиссий). Положения об указанных органах утверждаются постановлением Народного Хурала.

Глава V. АППАРАТ НАРОДНОГО ХУРАЛА

Статья 21

Для правового, информационного, материально - технического обеспечения и иной деятельности Народного Хурала, оказания консультативной помощи его комитетам и комиссиям, а также депутатам Народный Хурал образует Аппарат Народного Хурала, возглавляемый Управляющим делами - Руководителем Аппарата Народного Хурала. Положение об Аппарате Народного Хурала утверждается Советом Народного Хурала.

Статья 22

1. Работники Аппарата Народного Хурала, за исключением технических работников, являются государственными служащими Республики Бурятия.
2. Структура, штаты, размер денежного содержания и условия материально - технического обеспечения работников Аппарата Народного Хурала, а также расходы на его содержание определяются Председателем Народного Хурала по согласованию с Советом Народного Хурала в пределах сметы расходов на содержание Народного Хурала, утверждаемой Народным Хуралом.
3. Управляющий делами - Руководитель Аппарата Народного Хурала назначается на должность и освобождается от должности Председателем Народного Хурала по согласованию с Народным Хуралом.

Глава VI. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДНОГО ХУРАЛА

Статья 23

1. Основной формой деятельности Народного Хурала является сессия, проводимая в форме заседаний Народного Хурала. Сессии Народного Хурала созываются в соответствии с планами работы или по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.
(в ред. Закона Республики Бурятия от 04.09.2007 № 2458-III)
2. Народный Хурал собирается на свое первое заседание через две недели после дня его выборов. Президент Республики Бурятия может созвать заседание Народного Хурала ранее этого срока.
3. Первое заседание Народного Хурала открывает и в дальнейшем до избрания Председателя Народного Хурала ведет старейший по возрасту депутат.
4. С момента начала работы Народного Хурала нового созыва полномочия Народного Хурала прежнего созыва прекращаются.
5. Заседание Народного Хурала является правомочным, если на нем присутствует большинство от числа избранных депутатов Народного Хурала.
(п. 5 введен Законом Республики Бурятия от 30.12.2003 № 610-III, в ред. Закона Республики Бурятия от 30.09.2008 № 528-IV)

Статья 24

1. Народный Хурал по вопросам своего ведения проводит парламентские слушания.
2. На парламентских слушаниях депутатами и приглашенными могут обсуждаться:
а) законопроекты, внесенные на рассмотрение Народного Хурала;
б) договоры Республики Бурятия, внесенные на утверждение Народным Хуралом;
в) проект республиканского бюджета на очередной финансовый год и отчет о его исполнении;
г) другие важнейшие вопросы в пределах компетенции Народного Хурала.
3. Парламентские слушания проводятся по инициативе комитетов и комиссий.

Глава VII. ПОЛНОМОЧИЯ НАРОДНОГО ХУРАЛА

Статья 25

1. Народный Хурал:
1) принимает Конституцию Республики Бурятия и поправки к ней;
(пп. 1 в ред. Закона Республики Бурятия от 02.05.2006 № 1615-III)
2) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Республики Бурятия и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Бурятия в пределах полномочий Республики Бурятия;
3) утверждает республиканский бюджет и отчет о его исполнении, программы социально - экономического развития Республики Бурятия и отчеты об их исполнении;
(в ред. Закона Республики Бурятия от 05.05.2005 № 1172-III)
4) устанавливает республиканские налоги и сборы, а также порядок их взимания;
5) утверждает бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Бурятия и отчеты об их исполнении;
(пп. 5 в ред. Закона Республики Бурятия от 30.12.2003 № 610-III)
6) утверждает заключение и расторжение договоров Республики Бурятия;
7) устанавливает административно - территориальное устройство Республики Бурятия и порядок его изменения;
8) устанавливает порядок управления и распоряжения собственностью Республики Бурятия, в том числе долями (паями, акциями) Республики Бурятия в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно - правовых форм;
9) устанавливает порядок назначения и проведения референдума Республики Бурятия и местного референдума в Республике Бурятия, выборов, депутатов Народного Хурала Республики Бурятия;
(в ред. Законов Республики Бурятия от 30.04.2004 № 702-III, от 30.12.2003 № 610-III, от 05.05.2005 № 1172-III)
10) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливает порядок проведения выборов в органы местного самоуправления в Республике Бурятия;
(пп. 10 в ред. Закона Республики Бурятия от 30.12.2003 № 610-III)
11) устанавливает систему исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия по предложению Президента Республики Бурятия;
(в ред. Законов Республики Бурятия от 30.12.2003 № 610-III, от 05.05.2005 № 1172-III)
12) учреждает государственные награды и почетные звания Республики Бурятия;
13) дает официальное толкование законов Республики Бурятия;
14) утверждает соглашения, связанные с изменением границ Республики Бурятия с другими субъектами Российской Федерации;
15) назначает референдум Республики Бурятия и местный референдум в Республике Бурятия в случаях, предусмотренных федеральным законом и законом Республики Бурятия; назначает дату выборов, депутатов Народного Хурала Республики Бурятия;
(в ред. Законов Республики Бурятия от 30.04.2004 № 702-III, от 05.05.2005 № 1172-III)
16) осуществляет право законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации;
17) заслушивает послания Президента Республики Бурятия, Конституционного Суда Республики Бурятия;
18) дает согласие Президенту Республики Бурятия на назначение на должность Первого заместителя, заместителей Председателя Правительства Республики Бурятия, Министра экономики Республики Бурятия, Министра финансов Республики Бурятия;
19) назначает на должность Председателя Конституционного Суда Республики Бурятия и судей Конституционного Суда Республики Бурятия, мировых судей;
20) согласовывает кандидатуры для назначения на должность и освобождения от должности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральными законами;
21) одобряет проект договора о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Республики Бурятия;
(пп. 21 в ред. Закона Республики Бурятия от 30.12.2003 № 610-III)
22) назначает на должность и освобождает от должности Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты Республики Бурятия;
23) вправе выразить недоверие Президенту Республики Бурятия; отдельным членам Правительства Республики Бурятия, в назначении которых на должность Народный Хурал принимал участие;
24) осуществляет контрольные функции в пределах и формах, установленных законом Республики Бурятия;
(в ред. Закона Республики Бурятия от 30.12.2003 № 610-III)
25) принимает решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Президента Республики Бурятия в соответствии с федеральным законом и Конституцией Республики Бурятия;
(пп. 25 в ред. Закона Республики Бурятия от 05.05.2005 № 1172-III)
25.1.) принимает решение о досрочном прекращении полномочий Президента Республики Бурятия по представлению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным законом и Конституцией Республики Бурятия;
(пп. 25.1 введен Законом Республики Бурятия от 05.05.2005 № 1172-III)
26) назначает члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя Народного Хурала Республики Бурятия; участвует в процедуре назначения представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Правительства Республики Бурятия
(в ред. Закона Республики Бурятия от 02.05.2006 № 1615-III)
27) дает согласие Генеральному прокурору Российской Федерации на назначение на должность Прокурора Республики Бурятия;
(в ред. Закона Республики Бурятия от 24.04.2002 № 993-II)
28) определяет совместно с Президентом Республики Бурятия внутреннюю политику и внешнеэкономические связи Республики Бурятия;
29) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Конституцией Республики Бурятия и законами Республики Бурятия.
2. По вопросам, предусмотренным подпунктами 1 - 11 пункта 1 настоящей статьи, Народный Хурал принимает законы Республики Бурятия. Законами Республики Бурятия регулируются также иные вопросы, отнесенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Бурятия и законами Республики Бурятия к ведению и полномочиям Республики Бурятия.
3. По вопросам, предусмотренным подпунктами 12 - 27 пункта 1 настоящей статьи, Народный Хурал принимает постановления. Постановлениями Народного Хурала оформляются также иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Бурятия к ведению Народного Хурала.

Статья 26

1. Народный Хурал наряду с другими уполномоченными на то органами осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов Республики Бурятия, исполнением республиканского бюджета, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Республики Бурятия, а также осуществляет иные контрольные функции, предусмотренные федеральными законами и законами Республики Бурятия.
2. Контрольная деятельность Народного Хурала осуществляется в формах:
а) заслушивания отчетов;
б) парламентских запросов;
в) депутатских запросов;
г) проведения депутатского расследования;
д) истребования информации;
е) рассмотрения вопроса о выражении недоверия должностному лицу в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Республики Бурятия.

Статья 27

Народный Хурал по предложению депутатов, Совета Народного Хурала, комитетов и комиссий имеет право заслушивать на сессии Народного Хурала отчет Правительства Республики Бурятия о соблюдении и исполнении им в пределах его компетенции законов Республики Бурятия, соблюдении установленного порядка распоряжения собственностью Республики Бурятия.

Глава VIII. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ, РАССМОТРЕНИЯ И ПРИНЯТИЯ
АКТОВ НАРОДНОГО ХУРАЛА

Статья 28

1. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам, Президенту Республики Бурятия, Правительству Республики Бурятия, представительным органам местного самоуправления в Республике Бурятия, а также Конституционному Суду Республики Бурятия, Верховному Суду Республики Бурятия, Арбитражному Суду Республики Бурятия, прокуратуре Республики Бурятия по вопросам их ведения.
(в ред. Закона Республики Бурятия от 19.12.2008 № 669-IV)
2. Законопроекты вносятся в Народный Хурал не менее, чем за месяц до начала работы сессии.
3. Законопроекты, внесенные позднее срока, указанного в пункте 2 настоящей статьи, включаются в повестку дня следующей сессии.
4. Законопроекты о введении или об отмене республиканских налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Республики Бурятия, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств республиканского бюджета, рассматриваются Народным Хуралом по представлению Президента Республики Бурятия либо при наличии заключения Президента Республики Бурятия. Данное заключение представляется субъектом законодательной инициативы в Народный Хурал не менее чем за двадцать календарных дней до начала сессии Народного Хурала.
(в ред. Закона Республики Бурятия от 30.12.2003 № 610-III)
5. Законопроекты, внесенные Президентом Республики Бурятия, рассматриваются Народным Хуралом по предложению Президента Республики Бурятия в первоочередном порядке.

Статья 29

1. Порядок обсуждения и принятия решений по законопроектам устанавливается Регламентом Народного Хурала.
2. Конституция Республики Бурятия и поправки к ней принимаются законами Республики Бурятия большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. Иные законы Республики Бурятия принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов.
(в ред. Законов Республики Бурятия от 30.12.2003 № 610-III, от 02.05.2006 № 1615-III)
3. Законопроект рассматривается Народным Хуралом не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением Народного Хурала.
4. Постановления Народного Хурала принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом.
5. Обнародование постановлений Народного Хурала осуществляется в порядке, установленном законом Республики Бурятия.

Статья 30

1. Принятый закон в течение семи календарных дней направляется Президенту Республики Бурятия для подписания и обнародования.
2. Президент Республики Бурятия обязан обнародовать закон Республики Бурятия, удостоверив обнародование закона путем его подписания, либо отклоняет закон Республики Бурятия не позднее четырнадцати календарных дней с момента поступления указанного закона. В случае отклонения закона Республики Бурятия Президентом Республики Бурятия отклоненный закон возвращается в Народный Хурал с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений.
(п. 2 в ред. Закона Республики Бурятия от 30.12.2003 № 610-III)
3. В случае отклонения Президентом Республики Бурятия закона Республики Бурятия указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
4. Закон Республики Бурятия, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Президентом Республики Бурятия и подлежит обнародованию в течение семи календарных дней.
5. Конституция Республики Бурятия и закон Республики Бурятия вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты Республики Бурятия по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять календарных дней после их официального опубликования.
(в ред. Закона Республики Бурятия от 02.05.2006 № 1615-III)

Глава IX. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАРОДНОГО ХУРАЛА С ОРГАНАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Статья 31

Народный Хурал взаимодействует с органами государственной власти Республики Бурятия, исходя из интересов Республики Бурятия, ее населения, единства целей и задач в решении вопросов социально - экономического развития Республики Бурятия, в соответствии с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, невмешательства в компетенцию друг друга, взаимного уважения и согласованной деятельности.

Статья 32

1. Проекты законов Республики Бурятия, внесенные в Народный Хурал в порядке законодательной инициативы, направляются субъектам права законодательной инициативы, иным органам и организациям для представления заключений, отзывов, предложений и замечаний в порядке, установленном Регламентом Народного Хурала.
2. Заключения, отзывы, предложения и замечания субъектов права законодательной инициативы, иных органов и организаций рассматриваются Народным Хуралом и его органами в порядке, установленном законами Республики Бурятия и Регламентом Народного Хурала.
(ст. 32 в ред. Закона Республики Бурятия от 02.05.2006 № 1615-III)

Статья 33

1. Народный Хурал вправе направить парламентский запрос Президенту - Председателю Правительства Республики Бурятия, членам Правительства Республики Бурятия, руководителям иных органов исполнительной власти Республики Бурятия, Председателю Избирательной комиссии Республики Бурятия, Председателю Счетной палаты Республики Бурятия, руководителям органов местного самоуправления, организаций в Республике Бурятия по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов, организаций и должностных лиц, с соблюдением требований федерального законодательства.
2. Парламентский запрос принимается в порядке, установленном Регламентом Народного Хурала.
3. Должностное лицо, которому направляется парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании Народного Хурала) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной срок, установленный Народным Хуралом. Ответ должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен парламентский запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности. Письменный ответ на парламентский запрос оглашается председательствующим на заседании Народного Хурала. Копии письменного ответа направляются всем депутатам Народного Хурала.
4. Запрос депутата (депутатский запрос) направляется им самостоятельно и не требует оглашения на заседании Народного Хурала.

Статья 34

1. Народный Хурал вправе пригласить членов Правительства Республики Бурятия, руководителей иных органов исполнительной власти Республики Бурятия, председателя Избирательной комиссии Республики Бурятия, Председателя Счетной палаты Республики Бурятия, руководителей органов местного самоуправления в Республике Бурятия, государственных организаций на заседание Народного Хурала.
2. В порядке работы Народного Хурала может быть предусмотрено время для обращения депутатов с вопросами к должностным лицам, перечисленным в пункте 1 настоящей статьи, и ответов на них.
3. Если приглашенное должностное лицо не может прибыть на заседание Народного Хурала в заранее согласованное время, то оно может либо прибыть в иное время по согласованию с Председателем Народного Хурала, либо направить своего заместителя на заседание Народного Хурала.

Статья 35

1. Председатель Народного Хурала совместно с Президентом Республики Бурятия:
а) обеспечивают взаимодействие по вопросам подготовки проектов планов законопроектной работы Народного Хурала, проектов федеральных законов;
б) могут создавать рабочие группы из представителей Народного Хурала и органов исполнительной власти Республики Бурятия для работы над проектами нормативных правовых актов.
2. Осуществляя взаимодействие с Народным Хуралом, Президент Республики Бурятия вправе:
а) участвовать в работе Народного Хурала;
б) созывать вновь избранный Народный Хурал на первое заседание ранее срока, установленного Конституцией Республики Бурятия;
в) инициировать созыв внеочередных сессий Народного Хурала;
г) предлагать вопросы в повестку дня сессии Народного Хурала;
д) вносить на рассмотрение Народного Хурала проекты законодательных и иных актов;
е) делегировать полномочных (официальных) представителей на заседания Народного Хурала.
3. На заседаниях Народного Хурала и его органов вправе присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти Республики Бурятия.
4. Председатель Народного Хурала, его заместители вправе направлять для участия в заседаниях Правительства Республики Бурятия работников Аппарата Народного Хурала.

Статья 36

1. Правовые акты Президента Республики Бурятия и нормативные правовые акты Правительства Республики Бурятия направляются в Народный Хурал в течение четырнадцати календарных дней.
2. Народный Хурал направляет Президенту Республики Бурятия планы законопроектной работы Народного Хурала, проекты законов, внесенные в Народный Хурал субъектами права законодательной инициативы.
(в ред. Закона Республики Бурятия от 02.05.2006 № 1615-III)
3. Народный Хурал, в период между сессиями Председатель Народного Хурала, вправе обратиться к Президенту Республики Бурятия с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в указы и распоряжения Президента Республики Бурятия, постановления и распоряжения Правительства Республики Бурятия, либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке. Народный Хурал вправе в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации, Конституционный Суд Республики Бурятия с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Бурятия нормативных правовых актов Президента Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия.

Статья 37

Споры между Народным Хуралом и Правительством Республики Бурятия по вопросам осуществления полномочий, принятия правовых актов и иным вопросам, разрешаются путем создания на паритетной основе согласительных комиссий на срок не более двух месяцев. При невозможности разрешения спора через согласительную комиссию рассмотрение спора по истечении установленного срока может быть передано на рассмотрение в судебные органы.

Статья 38

1. Народный Хурал вправе выразить недоверие Президенту Республики Бурятия в случае:
а) издания Президентом Республики Бурятия актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Конституции Республики Бурятия и законам Республики Бурятия, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Президент Республики Бурятия не устранил указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
б) иного грубого установленного соответствующим судом нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Бурятия и законов Республики Бурятия, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.
(в ред. Закона Республики Бурятия от 30.12.2003 № 610-III)
в) ненадлежащего исполнения Президентом Республики Бурятия своих обязанностей.
(пп. "в" введен Законом Республики Бурятия от 05.05.2005 № 1172-III)
2. Решение Народного Хурала о недоверии Президенту Республики Бурятия принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.
3. Решение Народного Хурала о недоверии Президенту Республики Бурятия направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении Президента Республики Бурятия от должности.
(п. 3 в ред. Закона Республики Бурятия от 05.05.2005 № 1172-III)
4. Утратил силу. - Закон Республики Бурятия от 05.05.2005 № 1172-III.

Статья 39

Народный Хурал вправе выразить недоверие отдельным членам Правительства Республики Бурятия, в назначении которых на должность Народный Хурал принимал участие. Принятие решения о недоверии указанным членам Правительства Республики Бурятия влечет немедленное освобождение их от должности или применение к ним иных мер дисциплинарной ответственности.

Глава X. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАРОДНОГО ХУРАЛА С ОРГАНАМИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

Статья 40

1. Народный Хурал в установленном порядке осуществляет законодательное регулирование деятельности органов местного самоуправления в Республике Бурятия.
2. Законопроекты, внесенные в Народный Хурал представительными органами местного самоуправления как субъектами права законодательной инициативы, рассматриваются Народным Хуралом и его органами в установленном законами Республики Бурятия и Регламентом Народного Хурала порядке.
(в ред. Закона Республики Бурятия от 02.05.2006 № 1615-III)
3. Законопроекты, внесенные в Народный Хурал иными субъектами права законодательной инициативы, направляются представительным органам местного самоуправления для внесения замечаний и предложений.
(в ред. Закона Республики Бурятия от 02.05.2006 № 1615-III)

Статья 41

1. Народный Хурал вправе по своей инициативе либо по предложению органов местного самоуправления оказывать им организационную, методическую и иную помощь.
2. Руководители органов местного самоуправления и их полномочные представители вправе участвовать в заседаниях Народного Хурала и его органов.

Статья 42

(статья 42 в ред. Закона Республики Бурятия от 05.05.2005 № 1172-III)

1. В случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Конституции Республики Бурятия, законам Республики Бурятия, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, в соответствии с федеральным законом Президент Республики Бурятия в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в Народный Хурал проект закона Республики Бурятия о роспуске представительного органа муниципального образования.
2. Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона Республики Бурятия о его роспуске.

Глава XI. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАРОДНОГО ХУРАЛА С
ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Статья 43

Народный Хурал отношения с федеральными органами государственной власти строит на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Конституции Республики Бурятия.

Статья 44

Народный Хурал, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, обладает правом законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Народный Хурал рассматривает поправки к Конституции Российской Федерации, направленные на его рассмотрение Федеральным Собранием Российской Федерации.

Статья 45

Народный Хурал в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом, федеральными законами, вправе участвовать в процессе формирования федеральных органов государственной власти. Порядок рассмотрения вопросов, связанных с формированием федеральных органов государственной власти, определяется федеральным конституционным законом, федеральными законами, Конституцией Республики Бурятия, законами Республики Бурятия и Регламентом Народного Хурала.

Статья 46

Народный Хурал в установленном федеральным законодательством порядке может направлять своих представителей для участия в заседаниях (совещаниях) палат Федерального Собрания Российской Федерации и их органов, а также Правительства Российской Федерации.

Статья 47

Народный Хурал по предложению Председателя Народного Хурала тайным голосованием избирает представителя от Народного Хурала членом Совета Федерации. Группа депутатов численностью не менее одной трети от числа избранных депутатов Народного Хурала может внести на рассмотрение Народного Хурала альтернативные кандидатуры для избрания представителя в Совет Федерации.

Статья 48

(статья 48 в ред. Закона Республики Бурятия от 30.12.2003 № 610-III)

Согласно федеральному закону проекты федеральных законов по предметам совместного ведения должны согласовываться с Народным Хуралом. Отзыв Народного Хурала на проект федерального закона по предметам совместного ведения оформляется постановлением Народного Хурала.

Статья 49

Народный Хурал, согласно Конституции Российской Федерации, имеет право обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и палат Федерального Собрания Российской Федерации, не вступивших в законную силу международных договоров и соглашений Российской Федерации, а также с запросами о толковании Конституции Российской Федерации. Народный Хурал также вправе обращаться в суды Российской Федерации по вопросам обжалования актов и решений, принятых федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти Республики Бурятия, органами местного самоуправления в Республике Бурятия и их должностными лицами.

Глава XII. МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Статья 50

Народный Хурал в пределах полномочий, предоставленных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, имеет право на ведение переговоров с законодательными и представительными органами иностранных государств, субъектов иностранных федеративных государств, административно - территориальных образований иностранных государств, а также на заключение договоров (соглашений) о межпарламентском сотрудничестве.

Статья 51

1. Народный Хурал вправе заключать соглашения с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Народный Хурал в установленном порядке имеет право участвовать в деятельности межпарламентских ассоциаций, созданных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Глава XIII. ПРАВОВЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАРОДНОГО ХУРАЛА. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАРОДНОГО ХУРАЛА

Статья 52

1. Нормативные правовые акты Народного Хурала, принятые им в пределах своей компетенции, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Республики Бурятия органами государственной власти и местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
2. Народный Хурал вправе давать оценку, выражать мнение о деятельности других органов государственной власти, организаций, должностных лиц, а также положению, ситуации, сложившимся в общественно - политической и социально - экономической сфере Республики Бурятия и Российской Федерации. Обращения, предложения и рекомендации, в которых содержатся позиция, мнение и оценка Народного Хурала, могут быть направлены соответствующим органам государственной власти, организациям и должностным лицам.
3. Органы государственной власти, должностные лица в Республике Бурятия, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Бурятия, не вправе препятствовать осуществлению Народным Хуралом своей деятельности.
4. Народный Хурал не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции других органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций.

Статья 53

1. Деятельность Народного Хурала финансируется из республиканского бюджета. Расходы на обеспечение деятельности Народного Хурала утверждаются постановлением Народного Хурала и предусматриваются отдельной строкой в республиканском бюджете. Согласно федеральному закону управление и (или) распоряжение Народным Хуралом или отдельными депутатами Народного Хурала (группами депутатов Народного Хурала) средствами республиканского бюджета в какой бы то ни было форме в процессе исполнения республиканского бюджета не допускаются, за исключением средств на обеспечение деятельности Народного Хурала и (или) депутатов, при этом полномочия Народного Хурала по осуществлению контроля за исполнением республиканского бюджета не ограничиваются.
(в ред. Закона Республики Бурятия от 30.12.2003 № 610-III)
2. Финансирование Народного Хурала в процессе исполнения республиканского бюджета производится в полном объеме в соответствии с законом Республики Бурятия о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
3. Уменьшение размера бюджетных средств, выделенных на финансирование Народного Хурала в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, может осуществляться только с согласия Народного Хурала.
4. Размер и виды денежного содержания Председателю Народного Хурала, заместителям Председателя Народного Хурала, председателям комитетов, заместителям председателей комитетов, устанавливаются в соответствии с законом Республики Бурятия.
(в ред. Закона Республики Бурятия от 12.12.2007 № 31-IV)

Статья 54

1. Народный Хурал несет ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивает соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) им нормативных правовых актов и осуществляемой им деятельности.
2. В случае принятия Народным Хуралом нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, Народный Хурал несет ответственность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Глава XIV. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ НАРОДНОГО ХУРАЛА И
ЕГО ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Статья 55

1. Полномочия Народного Хурала могут быть прекращены досрочно в случае:
а) принятия Народным Хуралом решения о самороспуске в порядке, установленном законом Республики Бурятия;
б) роспуска Президентом Республики Бурятия по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи;
(в ред. Закона Республики Бурятия от 04.09.2007 № 2458-III)
в) вступления в силу решения Верховного Суда Республики Бурятия о неправомочности данного состава депутатов Народного Хурала, в том числе в связи со сложением депутатами Народного Хурала своих полномочий.
г) роспуска Народного Хурала в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
(пп. "г" введен Законом Республики Бурятия от 05.05.2005 № 1172-III)
2. Президент Республики Бурятия вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Народного Хурала в случае принятия Народным Хуралом закона Республики Бурятия или постановления, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Бурятия, Конституции Республики Бурятия, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Народный Хурал не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
2.1. Президент Республики Бурятия вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Народного Хурала в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что избранный в правомочном составе Народный Хурал в течение трех месяцев подряд не проводил заседание.
Президент Республики Бурятия вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий вновь избранного в правомочном составе Народного Хурала в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что Народный Хурал в течение трех месяцев со дня его избрания в правомочном составе не проводил заседание.
Президент Республики Бурятия вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Народного Хурала в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения соответствующего суда.
(п. 2.1 введен Законом Республики Бурятия от 04.09.2007 № 2458-III)
3. В случаях досрочного прекращения полномочий Народного Хурала или досрочного прекращения полномочий депутатов Народного Хурала, влекущего за собой неправомочность Народного Хурала, досрочные выборы должны быть проведены в сроки, установленные федеральным законом.
(п. 3 в ред. Закона Республики Бурятия от 22.11.2005 № 1376-III)

Статья 56

1. Председатель Народного Хурала, заместители Председателя Народного Хурала, председатели комитетов и комиссий, заместители председателей комитетов и комиссий могут быть отозваны соответственно Народным Хуралом, комитетами и комиссиями с занимаемых должностей в случае ненадлежащего выполнения ими своих полномочий, их превышения, неоднократного или грубого нарушения правил депутатской этики в порядке, предусмотренном Регламентом Народного Хурала.
2. Депутаты, работающие на профессиональной постоянной (оплачиваемой) основе в Народном Хурале, относятся к лицам, замещающим государственные должности Республики Бурятия и не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено федеральными законами. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
(в ред. Законов Республики Бурятия от 22.11.2005 № 1376-III, от 02.07.2007 № 2346-III)
В случае занятия другой оплачиваемой деятельностью, в том числе избрания (назначения, утверждения) или вступления в другую оплачиваемую должность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, их полномочия подлежат прекращению в порядке, предусмотренном законом Республики Бурятия о статусе депутата Народного Хурала.
2.1. Депутат не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
(п. 2.1 введен Законом Республики Бурятия от 02.07.2007 № 2346-III)
3. Депутаты, работающие в Народном Хурале на профессиональной постоянной (оплачиваемой) основе, осуществляют свою деятельность с соблюдением закона Республики Бурятия о статусе депутата, Регламента Народного Хурала и правил внутреннего распорядка в Народном Хурале.

Глава XV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 57

Положения пункта 3 статьи 5 и пункта 4 статьи 16 настоящего Закона о количестве заместителей Председателя Народного Хурала, заместителей председателей комитетов, работающих на профессиональной постоянной основе в Народном Хурале, вступают в силу с начала работы Народного Хурала третьего созыва.

Статья 58

В целях приведения правовых актов органов государственной власти Республики Бурятия с настоящим Законом устанавливается переходный период в шесть месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.

Президент Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
г. Улан-Удэ,
19 апреля 1995 года
№ 111-I


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru