Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 12.05.2006 № 411-45
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ГОРОДА УЛАН-УДЭ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ 2006 - 2008 ГГ."

Официальная публикация в СМИ:
"Правда Бурятии", № 21, 23.05.2006






УЛАН-УДЭНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

РЕШЕНИЕ
от 12 мая 2006 г. № 411-45

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКОГО
ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ГОРОДА УЛАН-УДЭ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ
ПЕРСПЕКТИВУ 2006 - 2008 ГГ.

В целях повышения безопасности и качества транспортного обслуживания населения города Улан-Удэ, дальнейшего продолжения планомерной работы по реформированию городского пассажирского транспорта города Улан-Удэ, в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Законом Республики Бурятия от 23.11.1999 № 292-II "Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Республике Бурятия", руководствуясь п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Улан-Удэнский городской Совет депутатов решил:
1. Утвердить "Концепцию реформирования городского пассажирского транспорта города Улан-Удэ на среднесрочную перспективу 2006 - 2008 гг." (приложения № 1 - 7).
2. Утверждаемая Концепция является системой взглядов на реформирование городского пассажирского транспорта города Улан-Удэ на среднесрочную перспективу 2006 - 2008 гг.
3. Опубликовать настоящее решение в средствах массовой информации.
4. Контроль за реализацией Концепции возложить на Комитет производственных технологий и потребительского рынка (Козлов А.Н.).
5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Комитет городского хозяйства Улан-Удэнского городского Совета депутатов (Супоня С.И.).

Мэр г. Улан-Удэ
Г.А.АЙДАЕВ





Приложение
к Решению Улан-Удэнского
городского Совета депутатов
от 12.05.2006 № 411-45

КОНЦЕПЦИЯ
РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА
Г. УЛАН-УДЭ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ 2006 - 2008 ГГ.

Городской пассажирский транспорт общего пользования (далее по тексту - ГПТ) является важной составной частью инфраструктуры г. Улан-Удэ. Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием улучшения условий, уровня жизни населения и роста экономики города.
В условиях реформирования экономики нужна продуманная транспортная политика, учитывающая особенности городского пассажирского транспорта (ГПТ) и его роль в протекании экономических и социальных процессов. При этом ввиду большой инерционности транспортной системы, связанной с высокой капиталоемкостью, задачи в области ГПТ должны разрабатываться не только на ближайшую перспективу, но и на более отдаленные сроки.
Основная цель реформирования городского пассажирского транспорта - повышение безопасности и качества транспортного обслуживания населения г. Улан-Удэ. Определение концептуальных направлений развития ГПТ г. Улан-Удэ вызвано необходимостью дальнейшего продолжения планомерной работы по реформированию городского пассажирского транспорта г. Улан-Удэ с учетом сложившейся ситуации на рынке пассажирских перевозок.
Концепция разработана с учетом предложений и рекомендаций по развитию и реформированию городского пассажирского транспорта, утвержденных Транспортной стратегией Российской Федерации 2005 г. на период до 2020 г., с учетом Концепции государственной транспортной политики Республики Бурятия (утвержденной постановлением Правительства РБ от 15.06.1999 № 215).

Сложившаяся ситуация на городском пассажирском транспорте
г. Улан-Удэ

Пассажирский транспорт является важной составной частью производственной инфраструктуры города. Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием для улучшения жизнедеятельности населения.
В г. Улан-Удэ ежегодно перевозится почти 100 млн. пассажиров. Городской пассажирский транспорт насчитывает 370 автобусов, 1520 микроавтобусов и 71 трамвайный вагон. Обслуживание населения осуществляется по 74 автобусным и 3 трамвайным маршрутам. Протяженность трамвайных путей составляет 54,6 км, общая протяженность автобусных маршрутов - более 1400 км. Общее количество транспортных предприятий в г. Улан-Удэ - 57, в т.ч. 3 муниципальных предприятия: МУП "Управление трамвая", МУП "Городские маршруты" и МУП "Улан-Удэтранссервис" (диспетчерская служба). Частными и муниципальными перевозчиками перевозится пассажиров в соотношении 60/40.
За последние 10 лет значительно обострилась ситуация с аварийностью на дорогах города и республики. В г. Улан-Удэ в значительной мере увеличилось количество транспортных средств, в т.ч. и пассажирского транспорта при неизменной пропускной способности улиц, что приводит к росту предпосылок возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Основные проблемы городского пассажирского транспорта (ГПТ) г. Улан-Удэ:
1. Остается сложной обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения на пассажирском транспорте: соблюдением водителями и перевозчиками законных требований обеспечения безопасности пассажирских перевозок.
2. Значительный износ парка подвижного состава городского пассажирского транспорта, его несоответствие современным требованиям.
3. Невысокое качество и культура обслуживания пассажиров.
4. Рост количества подвижного состава на улицах и дорогах г. Улан-Удэ, в т.ч. пассажирского транспорта.
Особо необходимо отметить исключительную особенность ГПТ г. Улан-Удэ (в сравнении со многими городами Российской Федерации) - рынок пассажирских перевозок в г. Улан-Удэ представлен не транспортными компаниями (как во многих городах России), а индивидуальными предпринимателями, объединенными в бригады (неюридические образования). Что создает ряд трудностей в развитии ГПТ: частный перевозчик (индивидуальный предприниматель) не заинтересован в повышении безопасности дорожного движения и культуре обслуживания, не имеет финансовых возможностей в обновлении подвижного состава (приобретении более дорогого автобуса большой вместимости). Возникают проблемы и с управляемостью городским пассажирским транспортом, представленным не 10 - 20 транспортными компаниями, а более тысячи индивидуальных предпринимателей.
Индивидуальные предприниматели, работающие на одном маршруте, не являются конкурентами между собой, более того они не конкурируют (в нормальном понимании этого слова) и с предпринимателями, обслуживающими другие маршруты.
В условиях отсутствия единой российской нормативно-правовой базы в области пассажирских перевозок, регулирующих транспортный рынок, в т.ч. действия частных перевозчиков на нем, кажущееся многообразие частных перевозчиков зачастую понимается как проявление конкуренции на рынке пассажирских перевозок. Но в большинстве случаев это не так: частные перевозчики обслуживают маршруты лишь частично наложенные друг на друга, т.е. в определенных участках (как правило, это отдаленные поселки и микрорайоны города) данные перевозчики выступают "монополистами", и жители города становятся, условно, "заложниками" данного частного перевозчика.
Экономического стимула у перевозчиков повышать качество обслуживания пассажиров, сокращать стоимость проезда, соблюдать графики движения - нет. Более того, не являясь конкурентами между собой, в условиях отсутствия муниципального транспорта частные перевозчики заинтересованы в увеличении стоимости проезда.
Другая важная сторона - стремление к выгоде не позволяет частным перевозчикам осуществлять пассажирские перевозки на экономически нерентабельных, но социально важных маршрутах.

Основные концептуальные положения

1. Необходимо внедрение процедуры конкурсного отбора перевозчиков на право транспортного обслуживания населения г. Улан-Удэ по муниципальной маршрутной сети.
Частные перевозчики экономически не заинтересованы либо не имеют возможности в решении вышеобозначенных проблем. В связи с этим необходима процедура государственного (муниципального) стимулирования частных перевозчиков к решению данных задач. Такой процедурой является конкурс между перевозчиками на право транспортного обслуживания населения автобусными пассажирскими перевозками на территории муниципального образования "город Улан-Удэ" (приложение 1).
2. В целях наиболее эффективного функционирования городского пассажирского транспорта должна существовать система "сдержек и противовесов" между муниципальным и частным транспортом, не позволяющая одному из них занимать монопольное положение. Это подтверждает опыт работы других городов России, который показывает, что передача пассажирских перевозок автомобильным транспортом полностью в частные руки приводит к исчезновению автобусов большой вместимости, что незамедлительно сказывается на росте стоимости проезда. Кроме того, резко обостряется проблема перевозок большого количества людей в часы пиковой нагрузки.
Основные направления развития муниципального транспорта на среднесрочную перспективу представлены в приложении 2 к Концепции.
3. В целях обеспечения эффективного управления транспортным комплексом городу необходим каждодневный, достоверный контроль за работой транспорта на линии.
При ежедневном выходе на линию свыше 1200 единиц подвижного состава городу необходима диспетчерская служба, работающая в режиме самоокупаемости и способная в перспективе вести наблюдение за городским пассажирским транспортом на основе новых автоматизированных систем (приложение 3).
4. В среднесрочном плане городу необходимо проревизировать маршрутную схему г. Улан-Удэ.
Данная задача вызвана, во-первых, необходимостью пересмотра всей транспортной схемы города, в т.ч. с учетом перспективного строительства и разработки Генплана. Во-вторых, с необходимостью пересмотра маршрутов, по их объективной необходимости, и, в-третьих, рассмотрения количества подвижного состава и графиков работы на каждом маршруте в отдельности (приложение 4).
5. Особое внимание в ходе реформирования городского пассажирского транспорта необходимо уделить проблеме обновления и модернизации подвижного состава как муниципального, так и частного.
В настоящее время обновление подвижного состава производится в основном путем приобретения автобусов малой вместимости частными перевозчиками, тогда как ситуация с износом автобусов большой и средней вместимости ocтается достаточно сложной и непростой (приложение 5).
6. Приоритетным направлением в сфере организации транспортного обслуживания населения города должна стать политика постепенной замены автобусов малой вместимости на автобусы средней и большой вместимости.
Один автобус общей вместимостью 130 человек в часы пиковой нагрузки заменяет 10 автобусов малой вместимости с 13-ю посадочными местами, что значительно сокращает нагрузку на дороги, пропускную способность улиц и вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий; снимает проблему с вывозом людей в часы пиковой нагрузки (приложение 6).
7. Отдельное внимание необходимо уделить безопасности дорожного движения на городском пассажирском транспорте.
По отношению к водителям общественного транспорта и перевозчикам со стороны Администрации г. Улан-Удэ будут предъявляться повышенные требования к соблюдению ими правил дорожного движения, нежели к обычным водителям. С одной стороны это связано с требованиями безопасности пассажирских перевозок, с другой - ростом количества ДТП, совершаемых по вине водителей автобусов и микроавтобусов (приложение 7).
Настоящая Концепция реформирования городского пассажирского транспорта г. Улан-Удэ предназначена для дополнения и корректировки действия рыночных механизмов с целью обеспечения эффективного, отвечающего общественным интересам функционирования рынка транспортных услуг. Она содержит принципиальные установки по стратегии развития и основным вопросам функционирования ГПТ на период 2006 - 2008 гг. с выделением приоритетов в этой области и первоочередных задач.
В Концепции не затрагиваются вопросы по легковым таксомоторам (такси), вопросы обустройства остановочных пунктов. Данные вопросы являются предметом отдельных перспективных направлений и программ.
Положение Концепции соответствует общей направленности проводимых в г. Улан-Удэ реформ и отражает специфику городского пассажирского транспорта, обуславливающую необходимость сохранения определенной части объектов ГПТ в муниципальной собственности и важность государственного (муниципального) регулирования транспортной деятельности.





Приложение № 1
к Решению Улан-Удэнского
городского Совета депутатов
от 12.05.2006 № 411-45

КОНКУРС НА ПРАВО ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Г. УЛАН-УДЭ НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ МАРШРУТНОЙ СЕТИ

За последние несколько лет проведена определенная работа по реформированию городского пассажирского транспорта г. Улан-Удэ: в 2003 г. проведена инвентаризация всех стихийно образованных маршрутов. Со всеми бригадами индивидуальных перевозчиков заключены договора. За последние три года данные договоры получили признание со стороны перевозчиков, ГИБДД РБ, УГАДН РФ по РБ. В 2004 году приведена в соответствие нормативно-правовая база на уровне республики, где в том числе предусмотрены конкурсные процедуры. Принят ряд нормативных актов по механизму формирования маршрутной сети г. Улан-Удэ.
Следующим этапом реформирования ГПТ необходимо внедрить принципиально новое направление в регулировании рынка пассажирских перевозок - перейти на конкурсный отбор перевозчиков на право транспортного обслуживания населения г. Улан-Удэ по муниципальной маршрутной сети.

1. Основные положения

На первом этапе решением городского Совета депутатов г. Улан-Удэ формируется необходимая нормативно-правовая база. После чего вся маршрутная сеть г. Улан-Удэ разбивается на отдельные лоты, которыми могут выступать как отдельные маршруты, так и несколько маршрутов, объединенных в один лот. Конкурсная комиссия проводит саму процедуру конкурса среди перевозчиков.
1.1. Конкурс призван повысить ответственность лица, заключившего договор, за безопасность дорожного движения.
Во-первых, одним из особых критериев отбора необходимо определить количество нарушений правил дорожного движения и ДТП, совершенных водителями того подвижного состава, который заявлен претендентом на конкурс (по данным ГИБДД). Чем больше нарушений, тем меньше шансов в конкурентной борьбе с другими перевозчиками выиграть этот или последующий конкурс на обслуживание маршрута.
Во-вторых, появляется не только ответственность самого водителя за ДТП, но и в первую очередь перевозчика (лица, заключившего договор) за безопасность перевозки пассажиров: за состояние транспортного средства, состояние водителя. При этом законодательством предусмотрены более суровые наказания организаций, нежели водителей.
1.2. Конкурс призван повысить качество обслуживания пассажиров.
В критериях конкурсного отбора необходимо предусмотреть учет количества жалоб на культуру и качество обслуживания пассажиров водителями, заявленными претендентами на конкурс (по данным Управления промышленности, транспорта и связи, и УГАДН РФ по РБ). Таким образом, чем больше жалоб, тем меньше шансов. При этом все штрафные баллы необходимо учитывать не только при проведении первого конкурса, но и при проведении последующих конкурсов.
При грубом нарушении условий договора (по п. 1.1 и 1.2) Администрация г. Улан-Удэ оставляет за собой право в одностороннем порядке расторгнуть его и объявить новый конкурс на обслуживание маршрута.
1.3. Конкурс призван повысить контролируемость рынка пассажирских перевозок.
Значительно повысится роль и авторитет Администрации г. Улан-Удэ в регулировании перевозочного процесса за счет регулярно проводимого конкурса. Со временем сократится норма управляемости: с более одной тысячи перевозчиков до чуть менее ста.
Особым условием, в качестве дополнительных (бонусных) баллов необходимо предусмотреть наличие договора с диспетчерской службой, что в среднесрочной перспективе должно привести к 100%-му диспетчерскому учету подвижного состава.
1.4. Конкурс призван стимулировать частных перевозчиков к обновлению парка подвижного состава.
Во-первых, в критериях конкурсного отбора необходимо предусмотреть большие бонусные баллы за единицы транспорта с меньшим сроком эксплуатации. Чем больше единиц подвижного состава, заявленного конкурсантом, с меньшим сроком эксплуатации, тем больше шансов на выигрыш.
Во-вторых, для тех случаев, когда претендент приобретает для обслуживания маршрута новый транспорт, необходимо увеличить сроки заключения с ним договора. В случае приобретения новых единиц транспорта увеличить срок договора от 3 до 5 лет (на срок окупаемости). С одной стороны такой мерой город стимулирует привлечение инвестиций в транспорт, с другой стороны защищает инвестора от риска утраты дохода. Во всех остальных случаях срок договора 1 год.
1.5. Конкурс призван стимулировать замену автобусов малой вместимости на автобусы большей вместимости.
В критериях конкурса необходимо установить бонусные баллы за каждый автобус большой вместимости, которые в разы превосходят баллы за каждый микроавтобус. Чем больше конкурсант привлечет автобусов большой вместимости, тем выше у него шансы выиграть конкурс.
При этом если конкурсант привлекает новые автобусы малой вместимости, то имеет гарантированный объем работы на 3 года, если привлекает автобусы большой и средней вместимости, то помимо бонусных баллов гарантировано работает на маршруте 5 лет.
1.6. Введение конкурса во многом подорвет экономическую основу под незаконной куплей-продажей мест на маршруте и иными незаконными операциями на транспорте.
На сегодняшний день маршрутная сеть города воспринимается самими перевозчиками как вид их частной собственности, что не верно. Фактически с внедрением конкурса во многом теряется весь смысл незаконной продажи мест на маршруте, операции по ним будут либо прекращены, либо легализованы (в виде аренды транспортного средства с экипажем, договоров совместной деятельности и пр.).
1.7. Конкурс позволяет решить и другие необозначенные выше проблемы, в т.ч. стимулировать наличие собственной ремонтной базы и пунктов технического осмотра у перевозчиков, соблюдение медицинских предрейсовых и послерейсовых осмотров, соблюдение налогового законодательства по уплате налогов и сборов и прочее.

2. Организационный механизм

Организация проведения конкурса, первичная обработка конкурсных документов, контроль исполнения конкурсных обязательств необходимо возложить на Управление промышленности, транспорта и связи Комитета производственных технологий и потребительского рынка Администрации г. Улан-Удэ и МУП "Улан-Удэтранссервис". При этом всю первичную обработку информации, в т.ч. и каждодневный контроль будет осуществлять МУП "Улан-Удэтранссервис". За Управлением промышленности, транспорта и связи остаются функции координации и обеспечения работы конкурсной комиссии.

3. Финансовый механизм

Внедрение конкурса на рынке пассажирских перевозок в г. Улан-Удэ (в т.ч. и его организация) не требует финансирования из местного бюджета.
В организационном механизме исполнителями по реализации конкурса установлены Управление промышленности, транспорта и связи и МУП "Улан-Удэтранссервис". Финансирование МУПа необходимо производить за счет перевозчиков (приложение 3 к настоящей Концепции).
Внедрение конкурсных процедур интересно не только тем, что не несет расходов из местного бюджета, но и позволяет привлечь инвестиции в ГПТ путем стимулирования обновления подвижного состава, замены его на более вместительный (см. выше).
Таким образом, внедрение конкурса на ГПТ с финансовой точки зрения:
1. не несет финансовых затрат из местного бюджета;
2. позволяет привлечь инвестиции в ГПТ: обновить пассажирский транспорт, производить замену автобусов малой вместимости на автобусы большей вместимости за счет частных перевозчиков;
3. в среднесрочной перспективе перевести работу МУП "Улан-Удэтранссервис" на самоокупаемость и финансирование со стороны частных перевозчиков.

4. Заключительные положения

Первый конкурс на право транспортного обслуживания населения по муниципальной маршрутной сети г. Улан-Удэ необходимо провести в 2006 году. Цель конкурса - не передел рынка транспортных услуг, а изменить стереотип перевозчиков об их собственности на маршрут. Параллельно юридически отработать саму конкурсную процедуру. Первый конкурс провести поэтапно.
Большое внимание в предконкурсный период уделить работе с перевозчиками, надзорными органами и работе со СМИ.
По результатам конкурса подписать договора на пассажирские перевозки сроком на 1 год, следующий конкурс провести в 2007 г.





Приложение № 2
к Решению Улан-Удэнского
городского Совета депутатов
от 12.05.2006 № 411-45

СИСТЕМА "СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ" МЕЖДУ МУНИЦИПАЛЬНЫМ И
ЧАСТНЫМ ПАССАЖИРСКИМ ТРАНСПОРТОМ Г. УЛАН-УДЭ (РАЗВИТИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ТРАНСПОРТА)

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 7 части 1 статьи 16 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
   ------------------------------------------------------------------

Согласно п. 7 ст. 16 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения относится функция создания условий и организации транспортного обслуживания населения.
В 2005 г. в г. Улан-Удэ осуществлялось движение по 3 трамвайным маршрутам, 72 автобусным маршрутам, в т.ч. по 61 постоянно действующему и 11 экспериментальным. На период дачного сезона дополнительно организовывалось движение по 11 сезонным (дачным) маршрутам.
Общая численность автомобильного пассажирского транспорта в г. Улан-Удэ составляет 1940 единиц, в том числе: 101 автобус МУП "Городские маршруты", 189 частных автобусов, 1650 микроавтобусов. По данным центральной диспетчерской службы ежедневно в г. Улан-Удэ на линии работает порядка 1200 единиц пассажирского транспорта, в том числе 170 автобусов и 1030 микроавтобусов.
Общее количество перевезенных пассажиров в 2005 г. составило 92,8 млн. человек, в том числе МУП "Управление трамвая" - 28,8 млн. пассажиров (31%), МУП "Городские маршруты" - 8,5 млн. (9,2%), частными перевозчиками - 55,5 млн. (59,8%). Итого соотношение между объемом перевозки пассажиров муниципальными предприятиями и частными перевозчиками - 40 на 60 процентов.
Рассмотрение двух крайне противоположных вариантов изменения пропорции объема пассажирских перевозок между муниципальным и частным транспортом приводит к выводу, что вариант городской политики по вытеснению муниципальным транспортом частного финансово-затратный, поэтому не представляется возможным и не имеет смысла. Альтернативный вариант 100-ной доли объема перевозок населения частными лицами имеет за собой высокие риски.
Перевозки городским пассажирским транспортом являются ежедневными, услугами пассажирского транспорта пользуется более 2/3 населения, и поэтому одной из важных характеристик рынка пассажирских перевозок является его стабильность и защищенность от конъюнктурных колебаний, свойственных каждому рынку. Таким гарантом на каждом маршруте должен выступать муниципальный транспорт, приоритетом которого является не просто коммерческий интерес, но и решение социальных задач. При этом особо стоит отметить роль муниципальных автобусов, ввиду их мобильности (маршруты движения трамваев ограничены трамвайными путями).

МУП "Городские маршруты"

МУП "Городские маршруты" обеспечивают перевозку пассажиров автобусами средней, большой и особо большой вместимости. Автобусы МУП "Городские маршруты" составляют более 1/3 от количества всех больших и средних автобусов города, при этом автобусы МУПа в сравнении с частными автобусами имеют меньший срок эксплуатации и находятся в лучшем техническом состоянии. Всего МУП "Городские маршруты" имеет 101 автобус, при ежедневном выходе на линию в 63 единицы.
МУП "Городские маршруты" обслуживает население в часы пиковой нагрузки, организует бесплатную перевозку участников ВОВ, льготный проезд дачников-пенсионеров по сезонным (дачным) маршрутам, выполняет роль мобилизационного резерва на случай гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
Задача перед муниципальным предприятием на среднесрочный период стоит, помимо выполнения обязательств по перевозке населения, привести предприятие в среднесрочной перспективе к безубыточной работе при сокращении размера дотации из местного бюджета.
В настоящее время предприятие работает по системе фиксированной выручки, практически все условно-переменные затраты на предприятии переложены на водителей. Структура доходов и расходов предприятия позволяет делать выводы о большом размере условно-постоянных затрат, которые формируются от расходов на содержание производственно-технологической базы (плата за тепло- и электроэнергию, заработная плата АУП и ИТР, аренда имущественного комплекса и прочие общехозяйственные расходы). При этом свои расходы предприятие не покрывает сбором доходов от перевозки пассажиров.
При существующей структуре затрат предприятия и имеющемся парке автобусов необходимый размер фиксированной выручки с одного автобуса в день должен составлять 1410 рублей (в т.ч. 353 руб. направляется в местный бюджет на оплату аренды имущественного комплекса). Исходя из существующего положения на рынке пассажирских перевозок ни на одном маршруте такого сбора фиксированной выручки нет.
В связи с этим руководству предприятия при поддержке Комитета экономического развития необходимо рассмотреть обоснованность условно-постоянных затрат предприятия, в т.ч. по фонду оплаты труда и общехозяйственным расходам, и принять меры по поиску дополнительных источников дохода и сокращению расходов.
При реализации мероприятий финансового оздоровления предприятия по увеличению сбора фиксированной выручки необходимо принять во внимание, что проблему МУП "Городские маршруты" нельзя рассматривать отдельно от всего рынка пассажирских перевозок г. Улан-Удэ. За последние годы идет тенденция к сокращению количества автобусов большой вместимости в городе, вытеснению их автобусами малой вместимости. Частный парк автобусов большой вместимости устаревает и практически не обновляется. Это притом, что для города автобусы большой и средней вместимости являются наиболее приоритетными.
Маршрутная сеть любого города позволяет делать вывод о более доходных и менее доходных маршрутах. Расстановка автобусов МУП "Городские маршруты" произведена не из принципа максимального коммерческого эффекта, а исходя из главной задачи предприятия - обеспечить вывоз людей в часы пиковой нагрузки автобусами средней и большой вместимости. При этом в большинстве случаев автобусы МУП "Городские маршруты" работают на малодоходных маршрутах. Сам перевод машин на более доходные маршруты усложнен с одной стороны социальными проблемами вывоза людей, с другой - имеющимися взаимоотношениями на каждом маршруте между перевозчиками. В связи с этим поиск путей повышения собираемости фиксированной выручки на предприятии не в переброске машин, а в увеличении их количества.
Технологическая база предприятия и имеющийся штат АУП и ИТР позволяют практически без дополнительных условно-постоянных затрат увеличить количество обслуживаемых автобусов до 150 - 180 машин (при ежедневном выходе порядка 100 - 120 машин), что приведет к сокращению удельных затрат. Эффект масштаба производства должен достигаться как за счет приобретения муниципальных автобусов, так и за счет обслуживания на базе предприятия частных автобусов большой и средней вместимости (теплый гараж, пред- и послерейсовый тех. и медосмотр, текущий и капитальный ремонт).
Задача МУП "Городские маршруты" на среднесрочную перспективу - привлечь частные автобусы большой и средней вместимости на технологическую базу, тем самым, с одной стороны, произойдет сокращение удельных затрат предприятия, с другой стороны, будет обеспечен необходимый предрейсовый осмотр транспортных средств и водительского состава частных перевозчиков. Реализации данной задачи должен способствовать конкурс на автобусных пассажирских перевозках (с требованиями безопасности пассажирских перевозок).
Вторым параллельным направлением работы к конкурсу должна стать оптимизация маршрутной сети г. Улан-Удэ с приоритетом автобусов большой и средней вместимости. Разработчиком новой маршрутной схемы должен стать научный институт.
Только в потенциале при перераспределении доходов транспортного рынка в пользу автобусов большой вместимости (повышения сбора доходов с линии в 2 раза), МУП "Городские маршруты" сможет работать бездотационно и безубыточно.
Мероприятия по обновлению парка муниципальных автобусов представлены в приложении 5.

МУП "Управление трамвая"

МУП "Управление трамвая" имеет большое социально-экономическое значение для города в целом, так как выполняет одну из важнейших социальных функций - обеспечение транспортными перевозками население города по регулируемому тарифу с предоставлением льготного проезда социально незащищенным группам населения.
Несмотря на неустойчивое финансовое положение, предприятие занимает определенную нишу на рынке транспортных услуг в условиях жесткой рыночной конкуренции со стороны частных перевозчиков. Одно из преимуществ городского электрического транспорта - это экологичность и большая провозная способность, что позволяет обеспечить в зонах плотной застройки в часы пик высокие объемы перевозок. При этом снижается уровень нагрузки на транспортную (автомобильную) сеть города. Городским электрическим транспортом перевозится около 30% от общего количества перевозимых пассажиров в г. Улан-Удэ.
На сегодня предприятие дотируется по основному виду деятельности из средств городского бюджета, цены (тарифы) на предоставляемые услуги регулируются органами местного самоуправления. Убыточность МУП "Управление трамвая" обусловлена, с одной стороны, регулированием тарифа и невозмещением в полном объеме выпадающих доходов за предоставленные услуги по перевозке населения, в том числе от реализации льготных проездных билетов для школьников, студентов, пенсионеров. С другой стороны, низким сбором выручки с линии, вызванным наложением автобусных маршрутов на трамвайные.
Фактические расходы предприятия составляют 50 - 60% от нормативной потребности. Дефицит средств не позволяет осуществлять в полном объеме план по капитальному ремонту вагонов, трамвайного пути и других инженерных коммуникаций. Состояние 22 км трамвайного пути по данным осенней балльной оценки 2005 года признано неудовлетворительным.
При этом потенциально предприятие в состоянии работать безубыточно, проводя минимальный объем необходимого капитального ремонта, в случае полной компенсации перевозки льготников либо полной отмены льгот. Ни одно предприятие в условиях рынка и конкуренции не может, реализовывая продукцию по цене ниже порога безубыточности, иметь прибыль.
В случае пересмотра маршрутной схемы г. Улан-Удэ в сторону устранения наложений маршрутов трамвайных и автобусных и полной компенсации по льготникам МУП "Управление трамвая" потенциально может работать безубыточно и бездотационно.
Вопросы обновления трамвайного парка представлены в приложении 5.





Приложение № 3
к Решению Улан-Удэнского
городского Совета депутатов
от 12.05.2006 № 411-45

РЕФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ Г. УЛАН-УДЭ
(МУП "УЛАН-УДЭТРАНССЕРВИС")

Согласно п. 7 ст. 16 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения относится функция организации транспортного обслуживания населения, реализация которой невозможна без реализации функций контроля.
В соответствии с действующим приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 № 200 "Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок автомобильного транспорта" диспетчеризация пассажирского транспорта (как контрольная функция) является обязательной.
Согласно ст. 5, 6 Закона РБ от 23.11.1999 № 292-II "Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в РБ" диспетчеризация (оперативный контроль за соблюдением перевозчиками правил пассажирских перевозок и регулярностью движения транспортных средств) относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В настоящее время функция диспетчерского учета (контроля) в г. Улан-Удэ возложена на МУП "Улан-Удэтранссервис".
Основными задачами МУП "Улан-Удэтранссервис" являются организация диспетчерского регулирования транспортных средств и ежедневный оперативный контроль выполнения графиков движения перевозчиками. Помимо этого предприятие проводит работу по предоставлению данных в налоговые органы для контроля уплаты налогов перевозчиками.
МУП "Улан-Удэтранссервис" создан в процессе реорганизации из муниципального учреждения пассажирских перевозок по г. Улан-Удэ в 2001 году. Основная цель перевода предприятия из МУ в МУП - переход на самофинансирование. Динамика структуры доходов и расходов предприятия за 5 лет (с 2001 г. по 2005 г.) представлена в таблице 1.

Таблица 1

(тыс. руб.)
--T------------------------T-----T------T------T-------T--------¬
¦N¦ Показатели ¦ 2001¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦2005 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предва- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рительно¦
+-+------------------------+-----+------+------+-------+--------+
¦1¦Расходы ¦990,9¦1330 ¦1421 ¦ 1758 ¦ 2027 ¦
+-+------------------------+-----+------+------+-------+--------+
¦2¦Собственные доходы ¦272 ¦ 164,4¦ 218,4¦ 679,9¦ 1008,3¦
+-+------------------------+-----+------+------+-------+--------+
¦3¦Бюджетное финансирование¦694,2¦ 968,4¦1204 ¦ 1027 ¦ 1000,0¦
+-+------------------------+-----+------+------+-------+--------+
¦4¦Финансовый результат ¦-24,7¦-197,2¦ 1,4¦ -51,1¦ -18,7¦
L-+------------------------+-----+------+------+-------+---------

Как показывают данные таблицы за последние 4 года наблюдается тенденция роста собственных доходов предприятия (темп роста за 2005 год составил 148%). Если в структуре доходов бюджетное финансирование по итогам 2004 г. составляло 62,5%, то по итогам 2005 г. почти на 13 пунктов меньше (49,7%).

Основные приоритетные направления работы предприятия на
среднесрочную перспективу

Перед МУП "Улан-Удэтранссервис" стоят две основные задачи на среднесрочную перспективу:
1. В контексте Концепции реформирования городского пассажирского транспорта на 2006 - 2008 гг. на МУП "Улан-Удэтранссервис" возлагаются обязанности службы организации движения, в т.ч. по оказанию содействия конкурсной комиссии в подготовке и организации проведения конкурса на городском пассажирском транспорте и контроль исполнения договорных обязательств по конкурсу.
2. Перевести диспетчерское регулирование на автоматизированную систему.

Организационный механизм

МУП "Улан-Удэтранссервис" необходимо наделить новыми полномочиями:
1. подготовки конкурсной документации на обслуживание маршрутной сети, в т.ч. участия в экспертных комиссиях по оценке соответствия перевозчиков предъявляемым конкурсным требованиям;
2. проведения постоянного анализа пассажиропотоков, ситуации на рынке пассажирских перевозок;
3. контроля исполнения заключенных договоров с перевозчиками (соблюдения графиков работы, режима работы и т.д.);
4. работы с жалобами, заявлениями граждан и организаций на транспортное обслуживание;
5. внесения предложений по комплексному решению транспортных проблем, формированию маршрутной сети города (созданию, сохранению, изменению схем маршрутов);
6. ведению постоянного диспетчерского контроля работы городского пассажирского транспорта;
7. оперативно реагировать на исполнение графиков движения перевозчиками, вносить предложения по изменению графиков, реагировать на нестандартные (чрезвычайные) ситуации по вывозу-подвозу (эвакуации) населения.
За 2005 г. МУП "Улан-Удэтранссервис" заключено 30 договоров на диспетчерское регулирование по 36 маршрутам (1079 единиц пассажирского транспорта). При этом при существующих условиях перевозчики не заинтересованы в контроле за их деятельностью и тем более платить за это. Как результат предприятие даже по заключенным договорам постоянно недополучает финансовые средства. При введении процедуры конкурса роль МУП "Улан-Удэтранссервис" (как службы организации движения) резко возрастает.
Выход на объемы 100-ного самофинансирования предприятия возможен только после проведения конкурсных процедур и заключения договоров на диспетчерское обслуживание со всеми перевозчиками, т.е. не ранее 2007 года. Выход на объемы доходов, позволяющие предприятию самостоятельно заниматься софинансированием инвестиционных программ, возможен к этапу проведения второго по очередности конкурса, т.е. не ранее 2008 года.
Вторым приоритетным направлением в работе предприятия должно стать развитие систем автоматизированного диспетчерского регулирования в г. Улан-Удэ с привлечением средств частного капитала местных компаний, федеральных средств, собственных средств предприятия, иностранных грантов и местного бюджета.
В настоящее время во многих крупных городах России реализуются различные проекты автоматизированного диспетчерского управления на основе спутниковых систем, радиосистем и пр.
Задачи предприятия на ближайшую перспективу в данном направлении:
1. оценка существующих возможностей навигационных систем различного типа и обоснованный выбор конкретного типа автоматизированной диспетчерской системы для г. Улан-Удэ;
2. разработка программного документа по внедрению автоматизированной диспетчерской;
3. определение источников финансирования.
Задача на среднесрочную перспективу - внедрение автоматизированной системы диспетчерского наблюдения.

Первоочередные мероприятия по реформированию МУП
"Улан-Удэтранссервис" в 2006 году

Внести изменения в Устав МУП "Улан-Удэтранссервис", наделив предприятие полномочиями службы организации движения. Руководству предприятия необходимо пересмотреть штат предприятия и провести мероприятия по сокращению АУП.
В связи с тем, что процедуры конкурса будут проводиться не ранее 2 - 3 кварталов 2006 года, предприятию в переходный период необходимо бюджетное финансирование в размере 750 тыс. рублей: по 250 тыс. рублей на первые 3 квартала.
Собственные доходы предприятия запланированы с учетом постепенного перехода на конкурсные процедуры в размере 1250 тыс. рублей, т.е. с ростом на 25% по отношению к 2005 г. (т.е. по 250 тыс. рублей в первые 3 квартала и 500 тыс. рублей в четвертом).
Здание Центральной диспетчерской службы на пл. Банзарова предлагается освободить, предусмотрев место на пл. Банзарова для стационарного диспетчерского пункта. МУП "Улан-Удэтранссервис" разместить в административно-бытовом корпусе МУП "Городские маршруты".





Приложение № 4
к Решению Улан-Удэнского
городского Совета депутатов
от 12.05.2006 № 411-45

МАРШРУТНАЯ СЕТЬ Г. УЛАН-УДЭ И АНАЛИЗ ПАССАЖИРОПОТОКОВ

Маршрутная сеть г. Улан-Удэ за постперестроечный период претерпевала значительные изменения. Стихийно образованные маршруты только к 2003 году удалось упорядочить и систематизировать. В настоящее время маршрутная сеть общественного пассажирского транспорта г. Улан-Удэ насчитывает 3 трамвайных и 74 автобусных маршрута, в т.ч. 63 постоянных и 11 экспериментальных. На период дачного сезона организуется движение по 11 сезонным маршрутам.
Существующая маршрутная сеть г. Улан-Удэ, ввиду ее стихийного образования, имеет ряд минусов, основной из которых - значительное наложение маршрутов, в результате чего, с одной стороны, повышается количество подвижного состава на улицах города, что создает дополнительные предпосылки возникновения ДТП, с другой стороны, приводит к уменьшению доходов транспортников. В результате частные перевозчики сокращают свои расходы на безопасности дорожного движения, а муниципальные при выполнении требований безопасности перевозок нуждаются в постоянной дотации.
Разработка и утверждение маршрутной сети, как и ее изменение, являются прерогативой города. Необходимость повышения норм безопасности дорожного движения, сокращения предпосылок возникновения дорожно-транспортных происшествий ставит перед Администрацией г. Улан-Удэ задачу пересмотра маршрутной схемы города. При этом Администрация г. Улан-Удэ понимает, что многие из существующих маршрутов являются необходимыми и востребованными жителями города.
Второй предпосылкой для пересмотра маршрутной сети пассажирского транспорта является необходимость пересмотра и разработки новой транспортной схемы г. Улан-Удэ (т.е. движение всего автомобильного транспорта), в т.ч. с учетом разработки Генплана, перспективного строительства и развития города.
Задача по пересмотру маршрутной сети г. Улан-Удэ не является первоочередной и остро востребованной, но должна проводиться объективно, поэтому ее решение предлагается к реализации в среднесрочном периоде путем выделения финансирования из местного бюджета и привлечения научных организаций.
В то же время Администрация г. Улан-Удэ уже в 2006 году будет проводить работы по определению параметров каждого маршрута на существующей маршрутной сети путем анализа пассажиропотока силами МУП "Улан-Удэтранссервис". С 2007 года конкурсные предложения на право транспортного обслуживания населения по муниципальной маршрутной сети будут формироваться с учетом данного анализа. Т.е. по каждому маршруту будет определено необходимое количество подвижного состава (минимальное - для работы в часы пиковой нагрузки и максимальное с точки зрения безопасности дорожного движения), в т.ч. по вместительности (большие, средние, малые). По каждому маршруту необходимо будет разработать график работы транспортных средств с учетом требований труда и отдыха водителей и безопасности дорожного движения.





Приложение № 5
к Решению Улан-Удэнского
городского Совета депутатов
от 12.05.2006 № 411-45

ОБНОВЛЕНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ГОРОДСКОГО
ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА Г. УЛАН-УДЭ

Одна из главных составляющих безопасности дорожного движения и пассажирских перевозок, в том числе влияющая на качество услуг перевозки, - это состояние транспортного средства. В настоящее время в г. Улан-Удэ стремительно устаревает парк автобусов большой и средней вместимости. Обновление производится в основном муниципального парка больших автобусов и трамваев и путем приобретения автобусов малой вместимости частными перевозчиками.

Обновление и модернизация муниципального транспорта

Автобусы

Градация подвижного состава (автобусы) МУП "Городские маршруты" по году выпуска и пробегу представлена в таблице 1.

Таблица 1

   ----------------T----------T---------------------T----------¬

¦По году выпуска¦Количество¦ По пробегу ¦Количество¦
¦ ¦автобусов ¦ ¦автобусов ¦
+---------------+----------+---------------------+----------+
¦До 5 лет ¦ 32¦До 300 тыс. км ¦ 53¦
+---------------+----------+---------------------+----------+
¦От 5 до 10 лет ¦ 34¦От 300 до 500 тыс. км¦ 12¦
+---------------+----------+---------------------+----------+
¦От 10 до 15 лет¦ 29¦Свыше 500 тыс. км ¦ 36¦
+---------------+----------+---------------------+----------+
¦Свыше 15 лет ¦ 6¦ ¦ ¦
L---------------+----------+---------------------+-----------


Исходя из нормативного срока эксплуатации транспортных средств: по пробегу - 500 тыс. км и по годам выпуска - 10 лет, предприятию для обновления подвижного состава необходимо произвести замену 35 автобусов.
На основании анализа технических характеристик, вместимости, эксплуатационных показателей автобусов, производимых в РФ, а также экстраполируя их на местные условия эксплуатации, транспортную схему, количество разнотипных транспортных средств, участвующих в пассажирских перевозках, существующую нормативно-правовую базу, норму окупаемости и доходности пассажирских перевозок, наиболее оптимальным автобусом для г. Улан-Удэ является современная модификация автобуса "Аврора" с достаточным уровнем комфорта и общей вместимостью 60 человек (по цене порядка 1,2 млн. руб.).
МУП "Городские маршруты" имеет возможность разместить на технологической базе порядка 50 новых автобусов. Предприятию необходимо ежегодное обновление парка и приобретение 10 - 20 единиц транспортных средств.

Трамваи

Износ трамвайных вагонов МУП "Управление трамвая" на 01.01.2006 составляет 80%. Существующий износ подвижного состава в значительной мере влияет на качество предоставляемых услуг населению, безопасность дорожного движения. Высокий процент изношенных транспортных средств приводит к резкому росту затрат, необходимых для поддержания подвижного состава в технически исправном состоянии.
Техническое состояние подвижного состава МУП "Управление трамвая":

   -------------------T--------------------------¬

¦Срок эксплуатации ¦ Инвентарное количество ¦
¦ ¦пассажирских вагонов (ед.)¦
+------------------+--------------------------+
¦до 1 года ¦ 4¦
+------------------+--------------------------+
¦от 1 года до 5 лет¦ 6¦
+------------------+--------------------------+
¦от 5 до 15 лет ¦ 26¦
+------------------+--------------------------+
¦свыше 15 лет ¦ 31¦
+------------------+--------------------------+
¦Итого ¦ 67¦
L------------------+---------------------------


Нормативный срок эксплуатации пассажирских вагонов согласно "Техническому описанию" и инструкции по эксплуатации - 15 лет. В настоящее время почти 50% трамвайных вагонов отработали свыше положенного срока. Своевременное обновление парка позволит значительно удешевить процессы технического обслуживания и ремонта. Вопросы приобретения перспективных моделей подвижного состава решаются с ФГУП "Усть-Катавский вагоностроительный завод им. С.М.Кирова".

Обновление и модернизация частного пассажирского транспорта
общего пользования

Отдельное направление на перспективу - проведение обновления парка автобусов большой и средней вместимости г. Улан-Удэ за счет частных средств. В этой связи особое место отводится конкурсным процедурам. Конкурс в проекте подразумевает заключение договоров на транспортное обслуживание с перевозчиками ежегодно, но если конкурсант приобретает новый автобус большой или средней вместимости, то договор с ним Администрация г. Улан-Удэ может подписать сроком на 5 лет, т.е. частный перевозчик будет иметь гарантированное место работы, соответственно страхование риска утраты дохода.
Помимо конкурсных процедур Администрация г. Улан-Удэ намерена в ближайшие годы проводить мероприятия по снижению процентных ставок по кредитам на приобретение автобусов большой и средней вместимости. В т.ч. возможно путем участия в федеральных программах, позволяющих сократить процент по кредитам на приобретение пассажирского транспорта на 2/3 ставки рефинансирования Центробанка России (т.е. на 8%). Помимо этого на среднесрочную перспективу потенциально возможны аналогичная компенсация ставки как местным, так и республиканским бюджетами (каждый в своей части).
В настоящее время проводится анализ потенциального спроса на данный механизм и оценка возможностей бизнеса в приобретении пассажирского транспорта общего пользования большой и средней вместимости по льготной схеме.
Пример:
При стоимости автобуса средней вместимости в 600 тыс. рублей и ставке банковского процента в 20% (срок кредита 5 лет), включая комиссии, ежемесячный платеж первого года должен составить 20 тыс. рублей или 952 рубля в день (при коэффициенте использования парка = 0,7).
В случае полной компенсации банковского процента (бюджетами разных уровней) ежемесячный платеж при стоимости автобуса средней вместимости в 600 тыс. руб. (срок кредита также 5 лет) составит 10 тыс. руб. ежемесячно или 476 рублей ежедневно с учетом коэффициента использования парка = 70%, т.е. 21 день работы на линии в месяц.
В случае компенсации федеральным бюджетом 8% и республиканским, и местным по 6%. Расходы местного бюджета (аналогично и республиканского) составят 36 тыс. руб. за первый год (или 108 тыс. руб. за 5 лет).





Приложение № 6
к Решению Улан-Удэнского
городского Совета депутатов
от 12.05.2006 № 411-45

ПРИОРИТЕТ ПАССАЖИРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ БОЛЬШОЙ
ВМЕСТИМОСТИ

В г. Улан-Удэ по данным диспетчерской службы ежедневно на линии работает порядка 1200 единиц пассажирского транспорта (автобусов), в т.ч. 1030 автобусов малой вместимости и 170 автобусов большой и средней вместимости.
Большое количество единиц пассажирского транспорта на улицах города значительно увеличивает нагрузку на дороги, сокращает пропускную способность улиц и повышает вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий. При этом во многих случаях достаточно неэффективно решает проблему с вывозом людей в часы пиковой нагрузки.
Один автобус со средней вместимостью 60 человек способен заменить до 5 автобусов малой вместимости с 12-ю посадочными местами, один автобус большой вместимостью 130 человек - до 10 автобусов малой вместимости в часы пиковой нагрузки.
Принимая во внимание рост напряженности с безопасностью дорожного движения и в том числе в сфере пассажирских перевозок, Администрация г. Улан-Удэ считает своим приоритетным направлением в области организации транспортного обслуживания населения г. Улан-Удэ политику постепенной замены автобусов малой вместимости на автобусы средней и большой вместимости. При этом, принимая во внимание, с одной стороны, социальные последствия перераспределения трудовых ресурсов, с другой - экономические возможности частных перевозчиков, данная политика будет реализовываться постепенно в течение ряда лет.
Реализация политики замены автобусов малой вместимости на автобусы большой и средней вместимости будет происходить путем:
1. анализа пассажиропотока на каждом действующем маршруте (силами МУП "Улан-Удэтранссервис") в течение 2006 - 2007 гг. в целях определения необходимого количества машин на каждом маршруте, в т.ч. по объему вместимости (в среднесрочной перспективе планируется комплексное рассмотрение маршрутной сети г. Улан-Удэ с привлечением научных организаций);
2. заключения договоров с частными перевозчиками на пассажирские перевозки с 2007 года в соответствии с проведенным анализом (п. 1);
3. использования балльной системы оценки при проведении процедур конкурса на пассажирские перевозки: автобусы большой и средней вместимости будут иметь соответственно большие весовые значения баллов, чем автобусы малой вместимости;
4. создания условий для частных перевозчиков в приобретении новых автобусов большой и средней вместимости: как путем увеличения срока заключения договора, так и путем рассмотрения вопроса компенсации части затрат на приобретение новых автобусов большой и средней вместимости.





Приложение № 7
к Решению Улан-Удэнского
городского Совета депутатов
от 12.05.2006 № 411-45

БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ГОРОДСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ
ТРАНСПОРТЕ Г. УЛАН-УДЭ

За 2005 год на территории г. Улан-Удэ органами ГИБДД зарегистрировано 1183 ДТП, произошедших по вине водителей автобусов и микроавтобусов (рост составил 11% к 2004 г.), в т.ч. 193 ДТП с пострадавшими. Из них в 121 ДТП виновными были водители автобусов и микроавтобусов, по их вине погибло 6 человек и ранено 154.
За 2005 год привлечено к административной ответственности сотрудниками ГИБДД 198 водителей автобусов и микроавтобусов, находившихся в состоянии алкогольного опьянения.
Учитывая рост дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине водителей автобусов, в том числе повлекших ранение и гибель людей, наличие злостного нарушения в виде управления пассажирским транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, Администрация г. Улан-Удэ вынуждена пойти на ужесточение мер по обеспечению безопасности дорожного движения на пассажирском транспорте.
В настоящее время водители автобусов и водители иных транспортных средств выступают на равных правах как участники дорожного движения. При этом водители пассажирских транспортных средств несут ответственность (за исключением тяжких случаев) как обычные водители иных транспортных средств.
В этой связи Администрация г. Улан-Удэ считает необходимым разделить понятия "водитель пассажирского транспорта" и "водитель обычного транспортного средства". При этом к водителям пассажирских транспортных средств Администрацией г. Улан-Удэ в рамках своей компетенции будут предъявляться повышенные требования к обеспечению безопасности дорожного движения.
Помимо этого Администрация г. Улан-Удэ с позиции безопасности дорожного движения считает необходимым разделить понятия "водитель пассажирского транспортного средства" и "перевозчик". В большинстве случаев в г. Улан-Удэ перевозчик и водитель автобуса являются одним и тем же лицом. При этом меры принимались до сих пор к такому перевозчику, как к водителю. В тех же случаях, когда водитель автобуса являлся наемным лицом, перевозчик полностью уходил от ответственности за безопасность пассажирских перевозок.
Принятие данной Концепции и введение процедур конкурсного отбора позволит применять экономический механизм воздействия на нарушителей:
1. Введение дополнительной ответственности перевозчика (наряду с ответственностью водителя транспортного средства).
Наличие нарушений правил безопасности дорожного движения и невыполнение предписаний Администрации г. Улан-Удэ по выявленным нарушениям местного законодательства приведет к сокращению шансов каждого конкретного перевозчика к выигрышу ежегодного конкурса на пассажирские перевозки. В случае грубого нарушения правил дорожного движения, в т.ч. повлекшего ранение и гибель людей, Администрация г. Улан-Удэ оставляет за собой право в одностороннем порядке расторгнуть договор с перевозчиком, водитель которого допустил данное нарушение.
В этой связи каждый перевозчик будет заинтересован в том, чтобы его автобус находился в исправном состоянии, водитель проходил предрейсовый и послерейсовый медосмотр и не нарушал правила дорожного движения.
2. Введение дополнительной ответственности водителей пассажирских транспортных средств (по отношению к водителям других транспортных средств).
Каждое нарушение правил дорожного движения при обмене информации с ГАИ будет отражаться в личном деле каждого перевозчика, заведенного Администрацией г. Улан-Удэ. В связи с этим повышение ответственности каждого перевозчика и угрозы утраты бизнеса приведет к повышению ответственности наемных водителей пассажирских транспортных средств.
Обеспечение безопасности дорожного движения, в т.ч. на городском общественном транспорте г. Улан-Удэ, является комплексной задачей, связанной и с дорожными условиями, и с подготовкой водителей, и многим другим. Цель данного раздела сделать акцент именно на повышении ответственности перевозчиков и водителей пассажирских транспортных средств. Все иные мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения, необходимые со стороны Администрации г. Улан-Удэ, в т.ч. по капитальному ремонту и строительству дорог, замене дорожных знаков, работе светофорных объектов, нанесению дорожной разметки, обеспечению освещенности проезжей части улиц и пр. реализуются на основе целого комплекса муниципальных целевых программ.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru