Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРИКАЗ Минобразования РБ от 23.11.1993 № 316
"ОБ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ"
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ")
(Зарегистрировано в Минюсте РБ 29.11.1993 № 2)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу в связи с изданием Приказа Министерства образования и науки РБ от 20.06.2002 № 283.



Зарегистрировано в Минюсте РБ 29 ноября 1993 г. № 2
   ------------------------------------------------------------------


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПРИКАЗ
от 23 ноября 1993 г. № 316

ОБ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ.

В соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации № 256 от 17.06.93 "Об утверждении Типового положения об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации", на основании решения Коллегии Министерства образования Республики Бурятия от 12 ноября 1993 г., приказываю:
1. Ввести в действие Положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Республики Бурятия с 15 ноября 1993 года.
2. Сохранить разряды оплаты труда по ЕТС с 12 по 16, установленные педагогическим и руководящим работникам при внеочередной аттестации, до 01.09.95, а в случаях, перечисленных в п. 4.3 Положения об аттестации, - на указанные в нем сроки.
3. Утвердить состав Главной аттестационной комиссии Министерства образования Республики Бурятия (приложение № 1).
4. Начальникам отделов кадровой политики (Обунеевой С.Б.), общего образования и воспитания (Раднаевой Е.Б.), социальной защиты детства и детских дошкольных учреждений (Казюка Л.И.), профессионального образования (Хархенову Ф.Л.), высшего и среднего специального образования (Бадлуеву А.И.) Министерства образования, руководителям районных и городских управлений (отделов) образования:
4.1. Провести в срок до 15 декабря 1993 года организационную работу по созданию необходимых условий для аттестации педагогических и руководящих работников.
4.2. В месячный срок довести республиканское Положение об аттестации до каждого руководителя и педагога государственных, муниципальных учреждений образования.
4.3. Создать в срок до 15 декабря с.г. аттестационные комиссии и обеспечить прием документов от педагогических и руководящих работников, изъявивших желание пройти аттестацию в текущем учебном году.
4.4. Провести в ноябре - декабре с. г. семинары, консультации по вопросам предстоящей аттестации для членов аттестационных комиссий и экспертных групп всех уровней, руководителей и специалистов районных (городских) органов управления образованием, руководителей подведомственных образовательных учреждений.
5. Бурятскому институту повышения квалификации и переподготовки работников образования (Назарову Г.Н.):
5.1. Обеспечить научно - методическое руководство проведением аттестации.
5.2. В срок до 1 января 1994 года разработать инструментарий реализации Положения об аттестации педагогических и руководящих работников учреждений образования.
6. Бурятскому институту повышения квалификации и переподготовки работников образования (Назарову Г.Н.), факультету повышения педагогической квалификации БГПИ им. Д. Банзарова (Дугаровой Д.Ц.) в срок до 1 января 1994 г. привести программы переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих работников в соответствие с требованиями их аттестации и представить для утверждения в Министерство образования.
7. Контроль за исполнением настоящего приказа, соблюдением порядка проведения аттестации, правовой и социальной защищенности педагогических и руководящих работников учреждений образования возложить на отдел кадровой политики Министерства образования (Обунееву С.Б.).

Министр образования
С.Д.НАМСАРАЕВ





ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основе Типового положения об аттестации Российской Федерации. В соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статьей 29 Закона Республики Бурятия "Об образовании" республиканское Положение регламентирует порядок проведения аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования (далее - "учреждений образования") в Республике Бурятия.
Районные, городские органы управления образованием, ведомства и учреждения образования могут разработать свои положения об аттестации, используя настоящее положение как правовую основу, обеспечивающую социальную защиту педагогических и руководящих работников в случае переезда на новое место жительства.
Положения об аттестации муниципальных, ведомственных, общественно-государственных и других учреждений образования не должны противоречить действующему законодательству Российской Федерации, Республики Бурятия, ограничивать права или понижать уровень социальных гарантий педагогических и руководящих работников, предусмотренные настоящим Положением.
1.2. Целью аттестации является стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического и управленческого труда, развитие творческой инициативы, обеспечение социальной защищенности работников отрасли в условиях рыночных отношений путем дифференциации оплаты их труда.
Задачи аттестации: целенаправленное, непрерывное повышение профессионального уровня педагогических и руководящих работников; установление соответствия между качеством и оплатой труда; управление качеством образования для создания оптимальных условий развития личности, развитие национальной системы образования.
Аттестация осуществляется на основе комплексной оценки уровня квалификации, педагогического и управленческого профессионализма и продуктивности деятельности работников учреждений образования.
1.3. Основными принципами аттестации являются добровольность, открытость, коллегиальность, обеспечивающие объективную и компетентную оценку деятельности педагогических, руководящих работников, гуманное, доброжелательное отношение к ним.
1.4. Нормативной основой для проведения аттестации являются федеральное, республиканское, территориальное и ведомственные положения, квалификационные характеристики, утверждаемые Министерством образования Российской Федерации и Министерством образования Республики Бурятия в установленном порядке, содержащие критерии соответствующих категорий и определяющие их количество; Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы и другие нормативные акты, регламентирующие уровень оплаты труда педагогических и руководящих работников учреждений образования.
Квалификационная категория определяет соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического и управленческого труда, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.
Квалификационные категории педагогическим и руководящим работникам присваиваются на 5 лет.
1.5. Аттестация для вновь назначенных руководителей общеобразовательных учреждений в соответствии с пунктом 3 статьи 35 Закона Российской Федерации "Об образовании" является обязательной и должна быть проведена в течение года.
1.6. Аттестацию проходят изъявившие желание получить, подтвердить или повысить квалификационную категорию педагогические и руководящие работники, квалификационные характеристики которых предусматривают наличие квалификационных категорий.
1.7. Педагогическим и руководящим работникам учреждений образования, не изъявившим желания проходить аттестацию на присвоение квалификационной категории, разряды оплаты труда по ЕТС устанавливаются:
- педагогическим работникам - в зависимости от образования и стажа педагогической работы (стажа работы по специальности);
- руководящим работникам - по начальному разряду в диапазоне разрядов, соответствующем группе по оплате труда руководящих работников, к которой отнесено учреждение образования.
1.8. Аттестация педагогических и руководящих работников в исключительных случаях может быть проведена по рекомендации совета (педагогического совета) учреждения образования, органа управления образованием с целью определения уровня квалификации работника или его соответствия занимаемой должности.
Для лиц, принимаемых на педагогическую работу без педагогического образования в соответствии со статьей 23 Закона Республики Бурятия "Об образовании" аттестация является обязательной и должна быть проведена в течение года.
1.9. Контроль за соблюдением порядка проведения аттестации, правовой и социальной защищенности педагогических и руководящих работников учреждений образования Республики Бурятия осуществляют Министерство образования Республики Бурятия, государственные органы управления образованием, местные (муниципальные) органы управления образованием.

II. Аттестационная комиссия, ее состав

2.1. Задачами аттестационной комиссии являются обобщение итогов деятельности руководящих и педагогических работников, обеспечение объективности экспертных оценок, соблюдение основных принципов аттестации.
Аттестационные комиссии по согласованию с аттестуемыми не позднее, чем за месяц определяют формы, процедуры и сроки проведения квалификационного испытания, обеспечивают их проведение, выносят решения по итогам аттестации.
2.2. Для проведения аттестации создаются комиссии:
- республиканская аттестационная комиссия;
- районная, городская аттестационные комиссии;
- аттестационная комиссия учреждения образования.
2.2.1. Республиканская аттестационная комиссия создается Министерством образования Республики Бурятия. В компетенцию комиссии входит аттестация педагогических работников на высшую категорию, рассмотрение решений районных (городских) аттестационных комиссий по заявлениям аттестуемых, подготовка изменений положения об аттестации в целях его совершенствования.
Республиканская аттестационная комиссия выносит решение о соответствии высшей и первой квалификационным категориям педагогических и руководящих работников образования, находящихся в непосредственном подчинении Министерства образования Республики Бурятия.
2.2.2. Районная (городская) аттестационная комиссия создается при отделе (управлении) образования приказом его заведующего (начальника). В компетенцию комиссии входит аттестация педагогических работников на первую категорию, рассмотрение решений аттестационных комиссий учреждений образования по заявлениям аттестуемых.
2.2.3. Аттестационная комиссия учреждения образования создается при учреждении образования приказом директора по согласованию с педагогическим советом учреждения образования в составе не менее пяти человек. В компетенцию комиссии учреждения образования входит аттестация педагогических работников на вторую категорию и принятие решения по отнесению педагогических работников, не имеющих категорий, к разряду оплаты труда по Единой тарифной сетке с учетом образования и стажа работы.
2.2.4. Для аттестации на вторую категорию педагогических работников учреждений, которые не могут сформировать собственные аттестационные комиссии, приказом руководителя районного (городского) органа управления образованием могут создаваться межшкольные (межучрежденческие) аттестационные комиссии или аттестация проводится районной (городской) аттестационной комиссией.
2.3. В состав аттестационной комиссии входят:
- председатель аттестационной комиссии - руководитель (или первый заместитель руководителя) органа управления образованием, учреждения образования;
- заместитель председателя, секретарь и члены комиссии.
В состав комиссии включаются работники образовательных, научных, методических учреждений, представители профсоюзов и родительской общественности. В ее состав могут входить представители организаций, предприятий, органов исполнительной власти и управления.
При районной (городской) и республиканской аттестационных комиссиях могут быть экспертные (профильные) группы для аттестации педагогических и руководящих работников по специальностям.
2.4. Персональный состав аттестационной комиссии и экспертных (профильных) групп, сроки их полномочий и сроки проведения аттестации определяются приказом соответствующего органа управления образованием или руководителя учреждения образования.
Участие в работе аттестационной комиссии не должно наносить ущерб основной деятельности ее членов.
За работниками образовательных учреждений, включенных в состав аттестационных комиссий и экспертных групп, на период их непосредственной деятельности сохраняется заработная плата, установленная при тарификации.
Финансирование затрат, связанных с проведением аттестации работников системы образования, производится органами и учреждениями образования.
2.5. Научно - методическое обеспечение аттестации педагогических и руководящих работников осуществляет аттестационно - диагностический центр при Бурятском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования.
2.6. Для повышения профессионального уровня педагогических и руководящих работников проводятся рейтинговые квалификационные курсы с выдачей сертификата о соответствии определенной квалификационной категории в образовательных учреждениях повышения квалификации педагогических и руководящих работников, а также другими образовательными учреждениями при наличии лицензии на такие курсы.

III. Порядок и сроки проведения аттестации

3.1. Аттестация проводится на основе обобщения итогов деятельности педагогических и руководящих работников, экспертной оценки уровня квалификации, профессиональной компетентности, педагогического профессионализма, продуктивности и качества педагогической деятельности работника.
Работник, не имеющий необходимого стажа работы и уровня образования, заложенных в квалификационных характеристиках, может претендовать на любую категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестационных мероприятий.
3.2. Основанием для прохождения аттестации является личное заявление работника с обоснованием квалификационной категории и избранной формы прохождения квалификационного испытания.
Заявление подается в соответствующую квалификационной категории аттестационную комиссию до 1 октября каждого учебного года.
К заявлению прилагаются:
сведения для заполнения аттестационного листа, копия диплома (свидетельство) об образовании, справка руководителя учреждения (органа управления образованием) о педагогическом стаже работника (стаже работы по специальности). Могут быть приложены выписка из решения экспертного совета по пед. инновациям (коллегии Минобразования Республики Бурятия), сертификат о прохождении рейтинговых курсов повышения квалификации, другие документы, свидетельствующие о квалификации и творческой деятельности работника.
В тех случаях, когда учитель ведет несколько предметов, ему предоставляется право аттестоваться по специальности, указанной в дипломе об образовании или выбранной по желанию аттестуемого с учетом учебной нагрузки.
Руководители учреждений образования аттестуются республиканской, районной, городской аттестационными комиссиями как руководители и как педагогические работники.
3.3. Аттестация проводится по двум направлениям:
3.3.1. Первое - обобщение итогов деятельности педагогических и руководящих работников. Может проводиться как квалификационное испытание в форме творческого отчета, защиты научно - методической или опытно - экспериментальной разработки, прохождения рейтинговых курсов и др.
При этом проверяется знание преподаваемых предметов, методик преподавания и методик воспитательной работы, теорий педагогики и педагогической психологии, уровень практических навыков и умений, а также оценивается творческая деятельность педагогического работника.
При аттестации руководящих работников учитывается знание основ теории управления и экономики образования, тенденций развития содержания образования и новых педагогических технологий, коммуникативность и уровень управленческих навыков и умений, знаний нормативно - правовых документов, регулирующих работу образовательных учреждений.
По результатам испытаний аттестуемому аттестационно - диагностическим центром при Бурятском ИПК и ПРО и районными экспертными группами выдается квалификационный сертификат установленного образца или заключение для дальнейшего прохождения аттестации.
В случае несогласия аттестуемого с заключением профильной экспертной группы им может быть подана в двухнедельный срок апелляция на имя председателя соответствующей аттестационной комиссии.
3.3.2. Второе - экспертная оценка уровня практической деятельности педагогических и руководящих работников.
Экспертная оценка осуществляется соответствующими аттестационными комиссиями на основе материалов, полученных в результате проведения контрольных срезов знаний учащихся, итогов тестирования, психолого - педагогической диагностики деятельности аттестуемого.
Для проведения второго направления аттестационной комиссией могут привлекаться как члены аттестационной комиссии, так и специалисты, не входящие в ее состав.
По желанию аттестуемого аттестационная комиссия может провести экспертную оценку уровня практической деятельности педагога до прохождения им квалификационных испытаний, но окончательное решение может быть принято только при наличии сертификата или заключения о прохождении квалификационного испытания.
3.4. Результаты аттестации определяются открытым голосованием на итоговом заседании комиссии.
По результатам проведенной аттестации комиссия выносит по каждому работнику одно из решений:
а) о соответствии заявленной квалификационной категории;
б) о несоответствии заявленной квалификационной категории;
в) о соответствии занимаемой должности;
г) о несоответствии занимаемой должности.
Решение считается действительным, если в голосовании участвовало не менее 2/3 членов утвержденного состава комиссии и оно было принято большинством голосов. При равенстве голосов аттестуемый работник признается соответствующим заявленной им квалификационной категории (занимаемой должности).
Аттестационная комиссия вправе ставить вопрос перед вышестоящей аттестационной комиссией об аттестации педагогического и руководящего работника на более высокую квалификационную категорию.
Результаты аттестации оформляются протоколом и заносятся в аттестационный лист, который составляется в двух экземплярах (форма аттестационного листа прилагается) и сообщаются аттестуемому под расписку, сразу же после голосования. Один экземпляр аттестационного листа после завершения аттестации хранится в личном деле работника, другой выдается аттестуемому.
Протокол и аттестационный лист подписываются председателем, заместителем председателя, секретарем, членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.
В случае признания работника не соответствующим заявленной квалификационной категории, повторная аттестация на ту же квалификационную категорию по заявлению работника может производиться не ранее, чем через год.
3.5. Работникам, вышедшим на аттестацию досрочно и получившим решение аттестационной комиссии о несоответствии заявленной квалификационной категории, сохраняется имеющаяся квалификационная категория до истечения срока ее действия.
Работникам, не подтвердившим в ходе аттестации имеющейся у них квалификационной категории, решением соответствующей аттестационной комиссии категория понижается или снимается.
В случае несогласия работника с результатами аттестации данный вопрос рассматривает аттестационная комиссия следующего уровня по его письменному заявлению. Заявление подается в месячный срок с момента принятия решения.
Аттестационные комиссии представляют протоколы заседаний с результатами аттестации в соответствующие органы управления образованием или учреждение до 1 апреля.

IV. Реализация решений аттестационной комиссии

4.1. Руководитель учреждения образования на основании решения аттестационной комиссии в течение месяца издает приказ о присвоении (снятии) квалификационных категорий и установлении уровней оплаты труда по соответствующим им разрядам; увольнении (переводе с согласия работника на другую работу) педагогических работников в случае несоответствия их занимаемой должности.
Педагогическим и руководящим работникам, которым по результатам аттестации присвоены квалификационные категории, делается соответствующая запись в трудовой книжке.
Оплата труда работника в соответствии с присвоенной квалификационной категорией осуществляется с момента вынесения аттестационной комиссией соответствующего решения.
4.2. При переходе на новое место, в том числе в связи с переездом в другой регион, за педагогическими и руководящими работниками сохраняется присвоенное по прежнему месту работы квалификационная категория и устанавливается соответствующий ей уровень оплаты труда, применяемый в данном регионе на срок, определенный территориальным (ведомственным) положением.
4.3. В случае истечения срока действия квалификационной категории педагогических и руководящих работников во время:
- длительной нетрудоспособности;
- отпуска по уходу за ребенком;
- длительной командировки на работу по специальности в российские образовательные учреждения за рубежом;
- отпуска до одного года в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", по выходу на работу срок действия имевшейся у них квалификационной категории продлевается в индивидуальном порядке не более, чем на один год.
Педагогическим и руководящим работникам, прекратившим педагогическую деятельность в связи с ликвидацией учреждения или уходом на пенсию, независимо от ее вида, в случае возобновления ими педагогической деятельности сохраняется имевшаяся квалификационная категория до окончания срока ее действия или (в случае истечения срока действия) продлевается не более, чем на один год.
В случае истечения срока действия квалификационной категории у педагогических и руководящих работников, которым до пенсии по старости (по возрасту) осталось менее трех лет, имеющаяся у них квалификационная категория сохраняется до наступления пенсионного возраста.
4.4. За год до истечения срока действия квалификационной категории работник должен быть в официальном порядке извещен об этом руководителем образовательного учреждения.
4.5. Рассмотрение трудовых споров, связанных с проведением аттестации осуществляется в установленном законом порядке.





Приложение

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

1. Фамилия, имя, отчество ____________________________________
__________________________________________________________________
2. Год рождения ______________________________________________
3. Сведения об образовании и повышении квалификации
__________________________________________________________________
(что окончил и когда, специальность и квалификация по образованию,
__________________________________________________________________
ученая степень, ученое звание)
4. Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения
(избрания, утверждения) на эту должность _________________________
__________________________________________________________________
5. Общий трудовой стаж _______________________________________
6. Стаж работы по специальности ______________________________
7. Вопросы к аттестуемому и ответы на них ____________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Решение аттестационной комиссии
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
9. Результат голосования. Количество голосов: за __, против __
10. Рекомендации аттестационной комиссии (с указанием мотивов,
по которым они даются) ___________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
11. Примечания _______________________________________________

Председатель
аттестационной комиссии /подпись/

Секретарь
аттестационной комиссии /подпись/

Члены
аттестационной комиссии /подпись/


Дата аттестации "___" __________19__ г.
С аттестационным листом ознакомился ______________________________
(подпись аттестованного и дата)

М.П.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru