Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРИКАЗ Минэкономразвития и внешних связей РБ от 27.01.2003 № 17
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ САМОДОСТАТОЧНОСТИ РАЙОНОВ И ГОРОДОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПРИКАЗ
от 27 января 2003 г. № 17

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОЦЕНКЕ
УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ САМОДОСТАТОЧНОСТИ РАЙОНОВ И ГОРОДОВ
И ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

Во исполнение Постановления Правительства Республики Бурятия от 23 января 2002 г. № 17 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Бурятия от 17.04.2001 № 140 "О введении системы индикативного управления в отраслях и хозяйствующих субъектах Республики Бурятия" и в целях обеспечения руководителей организаций, государственных органов, органов местного самоуправления, регулирующих экономику, инструментом оценки уровня экономической самодостаточности приказываю;
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по оценке уровня экономической самодостаточности организаций Республики Бурятия (приложение 1).
2. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по оценке уровня экономической самодостаточности районов и городов Республики Бурятия (приложение 2).
3. Комитету регулирования инвестиционной деятельности (Гребенщиков А.Г.) обеспечить проведение консультаций и разъяснений для министерств и ведомств, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов по введению в практику их работы применение оценки уровня социально - экономического развития районов и городов, организаций Республики Бурятия для принятия решений регулирующего, управленческого или инвестиционного характера, а также при осуществлении мер государственного протекционизма в отношении организаций.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Заместителя министра - Председателя Комитета регулирования инвестиционной деятельности Гребенщикова А.Г.

Министр
экономического развития
и внешних связей
Республики Бурятия
Т.Г.ДУМНОВА





Приложение 1
к Приказу Министерства
экономического развития
и внешних связей Республики Бурятия
от 27.01.2003 № 17

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ САМОДОСТАТОЧНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Понятийный аппарат:
Экономическая самодостаточность - это достижение в процессе производства и реализации продукции организацией структуры оборота материальных ресурсов, при которой предприятие способно своевременно и в полной мере выполнять обязательства перед государством и своими работниками, а также создавать добавленную стоимость, достаточную для расширенного воспроизводства своих ресурсов.
Промежуточное потребление - объем потребленных в процессе производства товаров и услуг, приобретенных у сторонних производителей. Оно включает в себя сырье, покупные полуфабрикаты, работы и услуги сторонних организаций, топливо, энергию, арендную плату, прочие расходы.
Добавленная стоимость - прирост стоимости производимой предприятием продукции, обеспечивающий воспроизводство собственных трудовых и производственных ресурсов. Включает в себя заработную плату с начислениями, амортизацию, налоги и прибыль производства. Добавленная стоимость исчисляется путем вычета из объема выпуска товаров и услуг за тот или иной период величины промежуточного потребления.
Индикаторы оценки экономической самодостаточности - группа показателей, включаемых в Соглашения о социально - экономическом сотрудничестве, отображающих в количественной и качественной форме состояние организации.
К таким показателям относятся:
- уровень экономической самодостаточности;
- доля добавленной стоимости в объеме произведенной продукции;
- средняя заработная плата;
- доля фонда оплаты труда в добавленной стоимости (включая отчисления в социальные фонды);
- сальдо дебиторской и кредиторской задолженности, отнесенное к объему реализованной продукции за месяц;
- доля денежной составляющей в объеме реализованной продукции.
Безубыточное предприятие - предприятие, результаты деятельности которого обеспечивают простое воспроизводство.
Простое воспроизводство - постоянное возобновление капитала в непрерывно увеличивающихся масштабах.

1. Порядок расчета значений индикаторов экономической
самодостаточности организации

Для бюджетообразующих организаций пороговые значения индикаторов устанавливаются Министерством экономического развития и внешних связей Республики Бурятия.
Для остальных предприятий пороговые значения индикаторов устанавливаются отраслевыми министерствами и ведомствами и администрациями городов и районов Республики Бурятия.
Базой для расчетов, применяемых в данной методике, являются статистические формы:
- № 1-ДС месячная "Сведения о добавленной стоимости предприятия", утвержденная постановлением Госкомстата РБ от 30.03.2001 года № 3;
- № П-4 месячная "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", утвержденная постановлением Госкомстата России от 16.09.97 № 63;
- № 1 по ОКУД "Бухгалтерский баланс" и все приложения к балансу;
- результаты маржинального анализа.

2. Расчет значений индикаторов

Для оценки уровня экономической самодостаточности организации применяются индикаторы:
- доля добавленной стоимости в объеме произведенной продукции.
Доля добавленной стоимости в объеме произведенной продукции не может быть ниже установленного порогового значения Доли добавленной стоимости.
Пороговое значение определяется по одному из двух вариантов:
а) персонифицировано для конкретного хозяйствующего субъекта;
б) на уровне среднеотраслевого значения.
Для оценки уровня экономической самодостаточности организации по данному индикатору используется соотношение:

ДС
--, где:
В

В - объем произведенной продукции;
ДС - добавленная стоимость.
- величина средней заработной платы
Для оценки уровня экономической самодостаточности организации по данному индикатору используется соотношение:

ФОТ
   ---, где:

ССЧ

Ср. ЗП - установленное пороговое значение индикатора;
ФОТ - фонд начисленной заработной платы, рассчитывается как среднее арифметическое стр. 01 гр. 4 месячной формы П-4 за анализируемый период;
ССЧ - среднесписочная численность, рассчитывается как среднее арифметическое стр. 01 гр. 1 ежемесячной формы Г1-4 за анализируемый период.
- выработка на одного работающего
Выработка на одного работающего хозяйствующего субъекта не должна быть ниже установленного порогового значения (Врп). Пороговое значение может устанавливаться в одном из двух вариантов:
а) персонифицировано для конкретного хозяйствующего субъекта;
б) на уровне среднеотраслевого значения.
Для оценки уровня экономической самодостаточности организации по данному индикатору используется соотношение:

ДС
   ---

ССЧ

- доля ФОТ в добавленной стоимости
Эта величина не должна быть ниже установленного порогового значения этого показателя (Дфот):


ФОТ х 100%
   ----------

ДС

- сальдо дебиторской и кредиторской задолженности, отнесенное к объему реализованной продукции за месяц
Для оценки уровня экономической самодостаточности организации по данному индикатору используется соотношение:

Сдк
   --------

(РП / n)

Сдк = Дз - Кз, где:
Сдк - сальдо дебиторской и кредиторской задолженности;
Дз - определяется по стр. 216, 230 и 240 гр. 2 формы 1 - бухгалтерский баланс анализируемого периода;
Кз - определяется по стр. 620 гр. 2 формы 1 - бухгалтерский баланс анализируемого периода;
РП - определяется по стр. 01 гр. 1 формы 1-п (реализация) за последний месяц анализируемого периода;
n - номер анализируемого месяца.

3. Определение уровня экономической самодостаточности

Уровень экономической самодостаточности организации определяется отнесением ее экономического положения к одному из типов предприятий:
- убыточные, не обеспечивающие простого воспроизводства (уровень -1);
- безубыточные, обеспечивающие простое воспроизводство (уровень 0);
- с уровнем прибыли и / или инвестиционной составляющей в структуре затрат, достаточными для обеспечения расширенного воспроизводства (уровень 1);
- с уровнем прибыли и / или инвестиционной составляющей в структуре затрат, достаточными для расширенного воспроизводства, и занявшего нишу на международном рынке (уровень 2).
Определение уровня экономической самодостаточности организации производится по результатам анализа производственно - хозяйственной и финансовой деятельности, осуществляемого в установленном порядке.
Базовые значения индикаторов фиксируются в документе "Соглашение о социально - экономическом сотрудничестве".
В процессе деятельности организации производится мониторинг индикаторов.





Приложение 2
к Приказу Министерства
экономического развития
и внешних связей Республики Бурятия
от 27.01.2003 № 17

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ САМОДОСТАТОЧНОСТИ РАЙОНОВ
И ГОРОДОВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Понятийный аппарат:
Аудит - анализ реальной социально - экономической ситуации в районе (городе) на предмет соответствия определенному на конкретный момент времени стандарту.
Уровень экономической самодостаточности - отношение собственных доходов к расходам отраслей социальной сферы, рассчитанных по минимальным стандартам.
Индикаторы оценки деятельности администраций городов и районов - индикаторы и их пороговые значения, полученные в виде государственного заказа на управление на текущий год.
Система индикативного управления экономикой - механизм государственного регулирования, в основе которого лежит совокупность целей управления, критериев оценки эффективности управления, механизмов взаимодействия субъектов и объектов управления.
Аудит деятельности администрации территорий республики производится в рамках системы индикативного управления экономикой, цель которой - достичь уровня социально - экономической самодостаточности территории.
Цель аудита экономической деятельности администраций территорий - определить уровень социально - экономической самодостаточности территорий.

1. Стандарт системы управления

Аудит социально - экономического развития территории производится в определенной последовательности. В качестве стандарта системы управления территорий (городом, районом) приняты: свойства и характеристики.
Свойства системы управления:
- цель, которая должна быть достигнута в процессе управления;
- наличие субъекта управления;
- наличие объекта управления;
- критерии оценки эффективности управления.
Цель системы территориального управления - повышение уровня социально - экономической самодостаточности территории.
Субъектом управления в системе управления городом (районом) является администрация города (района).
Объектом управления в системе управления городом (районом) является деятельность во всех отраслях экономики, социальной сферы, правоохранительной, природоохранной сферы, инфраструктурного развития на конкретной территории.
Критериями оценки эффективности системы управления является система индикаторов и их пороговые значения, устанавливаемые для оценки уровня социально - экономической самодостаточности каждой территории республики вышестоящим органом государственного управления.
Характеристики системы управления:
1. Наличие уровней управления:
- республика;
- территория города (района), органы местного самоуправления;
- предприятия;
- отрасли.
2. Индикаторы:
- перечень;
- пороговые значения.

2. Классификация территорий республики по уровню
социально - экономической самодостаточности

Уровень социально - экономической самодостаточности определяется по двум критериям:
1. Достижение уровня покрытия текущих бюджетных расходов за счет собственных средств.
2. Значения индикаторов, установленных для каждой территории в виде государственного заказа на управление, на информационное обеспечение органов исполнительной власти Республики Бурятия.

3. Анализ уровня социально - экономического развития
городов (районов)

Последовательность проведения анализа:
1. Рассчитывается доходная часть города (района) от налоговых поступлений в республиканский и местный бюджеты и индикатор уровня обеспеченности.
Уровень обеспеченности собственными средствами рассчитывается по формуле:

Дк / Рсс, где:

Дк - консолидированный доход от налоговых поступлений в республиканский и местный бюджеты;
Рсс - объем средств, необходимых для покрытия затрат на текущее содержание отраслей и видов деятельности, финансируемых в той или иной степени из бюджета, рассчитанных по системе государственных минимальных социальных стандартов и финансовых нормативов Республики Бурятия.
2. Рассчитываются поступления в государственные внебюджетные фонды данного района, и сопоставляются с суммой средств, поступающих от внебюджетных фондов в данный район.
3. Данные по обеспеченности объектами социальной инфраструктуры соотносятся с нормативными данными.
4. По индикатору "уровень обеспеченности собственными доходами" определяется размер дотации.
5. По каждой территории заполняются следующие данные (за истекший и планируемый год):
- средняя заработная плата;
- уровень жизни;
- отставание в выплате заработной платы в среднем на одного работающего на предприятиях с задолженностью по заработной плате;
- средняя продолжительность жизни населения;
- обеспеченность жильем;
- обеспеченность объектами социальной инфраструктуры;
- детские дошкольные учреждения;
- школы;
- обеспеченность детскими художественными и музыкальными школами;
- обеспеченность клубными учреждениями;
- обеспеченность библиотеками;
- уровень обеспеченности собственными доходами;
- уровень безработицы.
Расчет индикаторов производится следующим образом:
1. Средняя зарплата в месяц, в руб. = ФЗП / СЧР : 12
ФЗП - фонд заработной платы, руб. (без начислений);
СЧР - среднесписочная численность работников, чел.
2. Уровень жизни, раз = СДД / МПБ
СДД - среднемесячный денежный доход на 1 чел. в месяц, в руб.;
МПБ - стоимостная величина минимального потребительского бюджета.
3. Отставание в выплате заработной платы, месяц = SUMПЗ / ФЗП
SUMПЗ - сумма просроченной задолженности по заработной плате, тыс. руб. (без начислений);
ФЗП - месячный фонд заработной платы предприятий, имеющих просроченную задолженность по зарплате, тыс. руб. (без начислений).
4. Обеспеченность жильем, кв. м = SUMSж / ЧН
SUMSж - общая площадь жилых помещений, кв. м;
ЧН - ср. списочная численность населения (человек).
5. Обеспеченность детскими дошкольными учреждениями,
в %% = {(SUMSдду / КВ) : Н (16,78 м2)} х 100
SUMSдду - общая площадь детских дошкольных учреждений (кв. м);
КВ - количество воспитанников, чел.;
Н - норматив - 16,78 кв. м на 1 воспитанника.
6. Школы, в %% = ((SUMSш / КУ) : Н) х 100
SUMSш - общая площадь общеобразовательных школ (кв. м);
КУ - количество учащихся;
Н - норматив - 19,78 кв. м на 1 учащегося.
7. Детские музыкальные школы, % = (SUMмш / Н) х 100
SUMмш - количество музыкальных школ;
Н - норматив.
8. Клубные учреждения, в %% = (SUMку / Н) х 100
SUMку - количество клубных учреждений;
Н - норматив.
9. Библиотеки, в %% = (SUMбу / Н) х 100
SUMбу - количество библиотек;
Н - норматив.
10. Уровень обеспеченности собственными доходами, в %% = (РН + + МН) / Р(мф) х 100
1 вариант
РН - республиканские налоги
МН - местные налоги
Р(мф) - расходы, согласованные с Министерство финансов РБ
2 вариант
(РН + МН) / Р(мс) х 100
Р(мс) - расходы по государственным минимальным социальным и финансовым нормативам.
11. Уровень безработицы, в %% = SUMЧБ / Чэан х 100
SUMЧБ - численность официально зарегистрированных безработных, человек;
SUMЧэан - численность экономически активного населения, человек;
SUMтер - общая территория района, города, кв. м.
Размеры финансирования на текущие расходы определяются по аналогии с расчетом текущих бюджетных расходов с использованием системы государственных социальных и финансовых нормативов и норм, которые применяются при защите бюджетов городов и районов.
Результатом аудита является заключение, в котором фиксируется факт соответствия стандарту управления.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru