Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РБ от 19.06.2000
"О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОМПЕТЕНЦИИ НАРОДНОГО ХУРАЛА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ПРИ ПРИНЯТИИ ПУНКТА 3 ПОСТАНОВЛЕНИЯ НАРОДНОГО ХУРАЛА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 12 ЯНВАРЯ 2000 ГОДА № 330-II "О ЗАКОНЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "О РЕСПУБЛИКАНСКОМ БЮДЖЕТЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2000 ГОД"

Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 134, 18.07.2000, Официальный вестник № 18






КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июня 2000 года

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ
КОМПЕТЕНЦИИ НАРОДНОГО ХУРАЛА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ПРИ
ПРИНЯТИИ ПУНКТА 3 ПОСТАНОВЛЕНИЯ НАРОДНОГО ХУРАЛА
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 12 ЯНВАРЯ 2000 ГОДА № 330-II
"О ЗАКОНЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "О РЕСПУБЛИКАНСКОМ
БЮДЖЕТЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2000 ГОД"

Конституционный Суд Республики Бурятия в составе Председателя К.А.Будаева, судей Г.В.Егоровой, А.Д.Улымжиева,
с участием представителей Президента Республики Бурятия А.П.Будацыренова, О.С.Диванова, представителей Народного Хурала Республики Бурятия К.Д.Эрдынеева, А.Д.Доржиева,
руководствуясь пунктом "а" части 2 статьи 101 Конституций Республики Бурятия, пунктом "а" части 2 статьи 3 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" в редакции от 19 апреля 2000 года, рассмотрел в открытом заседании в связи с ходатайством Президента Республики Бурятия дело о проверке компетенции Народного Хурала Республики Бурятия при принятии пункта 3 постановления Народного Хурала Республики Бурятия от 12 января 2000 года № 330-II "О Законе Республики Бурятия "О республиканском бюджете Республики Бурятия на 2000 год".
Заслушав сообщение судьи - докладчика А.Д.Улымжиева, объяснения представителей сторон, исследовав представленные документы, Конституционный Суд Республики Бурятия

установил:

1. В ходатайстве Президента Республики Бурятия оспаривается компетенция Народного Хурала Республики Бурятия при издании постановления от 12 января 2000 года № 330-II "О Законе Республики Бурятия "О республиканском бюджете Республики Бурятия на 2000 год", пункт 3 которого гласит:
"Поручить Правительству Республики Бурятия внести в Народный Хурал Республики Бурятия проекты нормативных правовых актов на IX сессию по вопросам:
а) порядка и механизма (положения) формирования и расходования целевых бюджетных фондов о драгоценных металлах, льготном кредитовании сельских товаропроизводителей для проведения сезонных работ, государственной финансовой поддержке завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним районы;
б) целесообразности функционирования республиканского внебюджетного фонда "Правопорядок";
в) механизма и порядка распределения средств на поддержку депрессивных территорий и реформирования экономики Республики Бурятия, включенных в Бюджет развития , и дополнения и изменения в Закон Республики Бурятия "О бюджете развития Республики Бурятия";
г) перераспределения в пределах общей утвержденной суммы в соответствии с реальным контингентом детей, получающим пособия, между муниципальными образованиями республики (графа 6 приложения № 16 к Закону Республики Бурятия "О республиканском бюджете Республики Бурятия на 2000 год");
д) конкретных мероприятий и графиках компьютеризации школ Республики Бурятия;
на Х сессию по вопросам:
а) порядка и принципов образования газетно - журнального комплекса Республики Бурятия;
б) финансирования мероприятий по охвату республиканским телевизионным вещанием районов Республики Бурятия".
Сторона, направившая ходатайство, считает принятие пункта 3 данного постановления нарушением установленного Конституцией Республики Бурятия разграничения компетенции между органами государственной власти Республики Бурятия. В обоснование своей позиции Президент Республики Бурятия приводит следующие доводы.
В соответствии со статьей 5 Конституции Республики Бурятия государственная власть в республике осуществляется на основе разделения на законодательную (Народный Хурал Республики Бурятия), исполнительную (Президент Республики Бурятия, Правительство Республики Бурятия) и судебную ветви власти. Каждая ветвь власти в своей деятельности самостоятельна и обладает собственной компетенцией, которой ее наделяют Конституция и законы Республики Бурятия.
Часть 1 статьи 89 Конституции Республики Бурятия наделяет каждую ветвь государственной власти правом законодательной инициативы. Наличие права у субъекта соответствующих правоотношений предполагает возможность субъекта, выражая свою волю на осуществление имеющегося у него права, действовать в соответствии с правовой нормой определенным образом и требовать определенных действий от других субъектов правоотношений либо, не желая реализовывать имеющееся у него право, не совершать соответствующих действий и не требовать от других субъектов правоотношений совершения определенных действий.
Право законодательной инициативы Правительства Республики Бурятия в силу частей 1 и 3 статьи 5, части 1 статьи 89 и части 1 статьи 92 Конституции Республики Бурятия, части 1 статьи 1 и статьи 20 Закона Республики Бурятия "О Правительстве Республики Бурятия" является полномочием республиканского Правительства, реализация которого относится исключительно к компетенции Правительства республики. Нормы статьи 86 Конституции Республики Бурятия и статьи 4 Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия" не наделяют республиканский парламент правом обязывать Правительство Республики Бурятия реализовывать принадлежащие только ему, как ветви государственной власти, полномочия, в частности, право законодательной инициативы.
Кроме того, согласно пункту "е" статьи 86 Конституции Республики Бурятия учреждение и упразднение республиканских фондов, в том числе внебюджетных, относится к ведению Народного Хурала республики. Согласно статье 11 Закона Республики Бурятия "О республиканских государственных внебюджетных фондах Республики Бурятия" упразднение республиканских государственных внебюджетных фондов осуществляется республиканским парламентом по представлению обоснования Правительства республики или по инициативе и обоснованию одного из комитетов Народного Хурала республики. Правительство республики в соответствии со статьей 31 Закона Республики Бурятия "О Правительстве Республики Бурятия" в пределах своей компетенции принимает постановления (решения, имеющие нормативный характер или общее значение) и распоряжения (решения по оперативным и другим текущим вопросам). Таким образом, исходя из статьи 31 указанного республиканского Закона, Правительство Республики Бурятия самостоятельно определяет вид своего акта по вопросам своего отношения к деятельности того или иного фонда. Согласно статьям 5 и 94 Конституции Республики Бурятия проекты актов Правительства Республики Бурятия по вопросам его полномочий рассматриваются и утверждаются республиканским Правительством и не требуют их рассмотрения законодательной ветвью власти республики.
2. После принятия Конституционным Судом Республики Бурятия ходатайства Президента Республики Бурятия к рассмотрению, 6 апреля 2000 года Народный Хурал Республики Бурятия издал постановление № 421-II "О внесении изменений в постановления Народного Хурала Республики Бурятия "О Законе Республики Бурятия "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бурятия "О республиканском бюджете Республики Бурятия на 1999 год" и "О Законе Республики Бурятия "О республиканском бюджете Республики Бурятия на 2000 год". В соответствии с данным постановлением в пункте 3 постановления Народного Хурала Республики Бурятия от 12 января 2000 года № 330-II "О Законе Республики Бурятия "О республиканском бюджете Республики Бурятия на 2000 год" слово "Поручить" заменено словом "Рекомендовать".
В результате произведенных изменений спор о компетенции Народного Хурала Республики Бурятия при принятии пункта 3 постановления "О Законе Республики Бурятия "О республиканском бюджете Республики Бурятия на 2000 год" фактически разрешен.
Таким образом, в настоящее время исчезло основание допустимости рассматриваемого ходатайства, предусмотренное пунктом 3 статьи 81 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия"
Согласно пункту "б" части 1 статьи 39 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия", если обращение в соответствии с требованиями настоящего Закона не является допустимым, Конституционный Суд Республики Бурятия принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению.
Часть вторая статьи 39 указанного Закона гласит:
"В случае, когда основание для отказа в рассмотрении обращения было установлено в ходе рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда Республики Бурятия, принимается решение о прекращении производства по делу".
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 39, частью 1 статьи 58, частью 3 статьи 61, статьями 64, 65, 66, 81 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия", Конституционный Суд Республики Бурятия

определил:

1. Прекратить производство по делу о проверке компетенции Народного Хурала Республики Бурятия при принятии пункта 3 постановления Народного Хурала Республики Бурятия от 12 января 2000 года № 330-II "О Законе Республики Бурятия "О республиканском бюджете Республики Бурятия на 2000 год".
2. Настоящее определение является окончательным и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее определение подлежит опубликованию в газете "Бурятия".

Конституционный Суд
Республики Бурятия


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru