Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Республики Бурятия от 22.11.1993 № 380-XII
"О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПОЖАРНОЙ ОХРАНЕ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ"
(принят Верховным Советом РБ 22.11.1993)

Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 246, 23.12.1993
"Ведомости Верховного Совета Республики Бурятия", № 9, 1994


Утратил силу в связи с изданием Закона Республики Бурятия от 22.11.1995 № 216-I, вступившего в силу со дня официального опубликования в газете "Бурятия".



22 ноября 1993 года № 380-XII

   ------------------------------------------------------------------


РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ

ЗАКОН

О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПОЖАРНОЙ ОХРАНЕ
В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

Принят
Верховным Советом
Республики Бурятия
22 ноября 1993 года

Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности и пожарной охраны в населенных пунктах и на объектах на всей территории Республики Бурятия, регулирует отношения органов представительной и исполнительной власти, предприятий (объединений), организаций, учреждений независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и сферы деятельности, а также должностных лиц и граждан в области борьбы с пожарами.

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Система пожарной безопасности Республики Бурятия

Пожарная безопасность в Республике Бурятия представляет собой систему правовых, организационных, экономических и научно - технических мер, направленных на поддержание технически возможного и экономически целесообразного уровня обеспечения пожарной безопасности людей, объектов собственности и материальных ценностей. Управление системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции осуществляют органы исполнительной власти Республики Бурятия, Государственная противопожарная служба (ГПС), Министерство внутренних дел Республики Бурятия, подразделения ГПС, местная администрация.

Статья 2. Правовые основы пожарной безопасности и пожарной охраны

Правовую основу пожарной безопасности и пожарной охраны составляют Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Бурятия, законы и иные правовые акты Российской Федерации и Республики Бурятия, настоящий Закон, правовые акты представительной и исполнительной власти городов и районов республики, а также ведомственные акты, принятые в пределах их компетенции в сфере пожарной безопасности.
Правовые акты о пожарной безопасности и пожарной охране регулируют отношения органов представительной и исполнительной власти, предприятий (объединений), организаций, учреждений независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и сферы деятельности, а также должностных лиц и граждан в области борьбы с пожарами в целях охраны жизни и здоровья населения, имущества, национального богатства и устойчивого функционирования экономики республики.

Статья 3. Разграничение компетенции в области пожарной безопасности

К ведению Республики Бурятия в области пожарной безопасности относится:
- разработка и реализация региональных мер по обеспечению пожарной безопасности;
- осуществление государственного надзора за обеспечением пожарной безопасности в Республике Бурятия;
- координация государственных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
- оперативное управление силами и средствами ГПС при ликвидации пожаров, а также при проведении первоочередных аварийно - спасательных работ;
- разработка республиканских целевых программ по обеспечению пожарной безопасности;
- ведение государственного статистического учета пожаров и их последствий;
- управление органами Государственного пожарного надзора;
- организация и руководство деятельностью подразделений пожарной охраны, не отнесенных к ведению Российской Федерации.

Раздел 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 4. Обязанности органов исполнительной власти по обеспечению пожарной безопасности

Правительство Республики Бурятия, министерства и ведомства, местная администрация несут ответственность за состояние пожарной безопасности на соответствующей территории и в пределах своей компетенции организуют разработку и осуществление мер правового, экономического, организационного и научно - технического характера по обеспечению пожарной безопасности.

Статья 5. Обязанности и права предприятий (объединений), организаций и учреждений в области пожарной безопасности

Предприятия (объединения), организации, учреждения и другие юридические лица, независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и сферы деятельности (далее - предприятия) обязаны:
а) соблюдать стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, выполнять постановления и предписания Государственного пожарного надзора;
б) обеспечивать на собственных объектах пожаробезопасные условия для людей, а также содержать в исправном состоянии пожарную технику, оборудование и инвентарь;
в) обеспечивать соответствие выпускаемой продукции противопожарным требованиям стандартов, норм и правил;
г) обеспечивать при организации пожарной охраны собственных объектов подразделения пожарной охраны необходимой материально - технической базой, служебными, бытовыми и жилыми помещениями, а также другими средствами, необходимыми для их нормального функционирования;
д) не допускать использование пожарной техники и пожарно - технического вооружения не по прямому назначению;
е) осуществлять обучение рабочих и служащих, учащихся правилам пожарной безопасности, не допускать к работе лиц, не прошедших противопожарный инструктаж;
ж) предоставлять в установленном порядке силы и средства, горюче - смазочные материалы, продукты питания и места для отдыха личного состава пожарной охраны при ликвидации пожаров и проведении первоочередных аварийно - спасательных работ на собственных объектах;
з) проводить расследование причин пожаров;
и) предоставлять по требованию органов Государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности объектов и пожарной опасности выпускаемой продукции, материалы расследования пожаров;
к) обеспечивать должностным лицам пожарной охраны и других уполномоченных на то органом доступ на территорию и во все здания и сооружения объектов для осуществления своих служебных обязанностей;
л) разрабатывать планы действий рабочих и служащих на случай возникновения пожара и не реже одного раза в полугодие проводить практические тренировки по их отработке;
м) осуществлять учет пожаров на подведомственных объектах, вести соответствующую отчетность, представлять ее в государственные органы статистики и органы Государственного пожарного надзора.
Предприятия вправе:
- получать от органов Государственного пожарного надзора рекомендации, консультации и заключения по вопросам обеспечения пожарной безопасности на возмездной и безвозмездной основе;
- организовать объектовые подразделения пожарной охраны;
- привлекать специалистов пожарной охраны для установления причин пожаров и разработки мер по обеспечению пожарной безопасности на собственных объектах на возмездной и безвозмездной основе.

Статья 6. Обязанности общественных объединений и граждан по осуществлению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности

Общественные объединения, органы общественной самодеятельности граждан обязаны оказывать содействие соответствующим органам исполнительной власти в осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Статья 7. Обязанности образовательных учреждений в области пожарной безопасности

В образовательных учреждениях в соответствии с учреждаемыми в установленном порядке программами обучения должно быть организовано изучение основ пожарной безопасности. Министерства, ведомства, предприятия, имеющие учебные заведения, обязаны обеспечить разработку и выполнение необходимых для обучения программ, подготовку учебно - методических материалов и соответствующих средств.

Статья 8. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности

Граждане Российской Федерации, граждане Республики Бурятия, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Бурятия:
1. Имеют право на:
а) защиту жизни, здоровья и собственности (имущества) в случае пожара;
б) участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью или собственности (имуществу), как лично, так и через представителя;
в) получение в органах Государственного пожарного надзора необходимых консультаций, документов и иных материалов по вопросам пожарной безопасности на возмездной и безвозмездной основе.
Обязаны:
а) соблюдать утвержденные в установленном порядке стандарты, нормы и правила пожарной безопасности на производстве и в быту;
б) предоставлять возможность должностным лицам органов Государственного пожарного надзора в случаях, предусмотренных законодательством (в необходимых случаях) проводить обследование жилых, подсобных и иных помещений, участков землепользования;
в) немедленно сообщать в случае обнаружения пожара о нем в пожарную охрану либо иные государственные органы, принимать возможные меры к спасению людей, имущества и ликвидации пожара;
г) оказывать содействие подразделениям пожарной охраны в ликвидации пожаров, эвакуации населения, имущества.

Статья 9. Техническое нормирование и стандартизация в сфере пожарной безопасности

Стандарты, нормы и правила, другие нормативно - технические документы, устанавливающие требования пожарной безопасности, обязательны для соблюдения всеми предприятиями, а также должностными лицами и гражданами.
Стандарты, нормы и правила, другие нормативно - технические документы, устанавливающие требования пожарной безопасности, подлежат согласованию с органами Государственного пожарного надзора и утверждаются в установленном законодательством порядке.

Статья 10. Общие требования пожарной безопасности для населенных пунктов и объектов

Населенные пункты, объекты должны иметь пожарную охрану, противопожарное водоснабжение, дороги и подъезды ко всем зданиям и сооружениям, средства связи для сообщения о пожарах, пожарные депо в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Конструктивные решения зданий и сооружений должны обеспечивать безопасность людей в случае пожара, а также возможность ликвидации пожара при минимальном ущербе.
В пределах населенных пунктов не допускается размещать особо пожароопасные и взрывоопасные объекты и сооружения, пожары на которых могут иметь катастрофические последствия, а также прокладывать транзитные трубопроводы с горючими газами и жидкостями. Площадки для размещения указанных объектов и трубопроводов выбираются на основании результатов экспертизы их взрывопожаробезопасности специальными комиссиями, образуемыми в установленном порядке.

Статья 11. Обеспечение пожарной безопасности при проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию законченных строительством объектов

При проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении объектов, зданий и сооружений должны соблюдаться требования пожарной безопасности стандартов, норм и правил.
Завершенные строительством, реконструкцией, техническим перевооружением объекты не могут быть введены в эксплуатацию, если на них не выполнены противопожарные мероприятия, предусмотренные проектом, а также требования стандартов, норм и правил, а равно без заключения органов Государственного пожарного надзора.

Статья 12. Обеспечение пожарной безопасности в лесах, на подземных объектах и при ведении взрывных работ

Требования по обеспечению пожарной безопасности в лесах, на подземных объектах и при ведении взрывных работ определяются соответствующим законодательством.

Статья 13. Требования к продукции

Изготавливаемая и используемая продукция, в том числе нагревательные приборы, электрические и радиоэлектронные изделия, строительные и отделочные материалы должны отвечать предъявленным к ней требованиям пожарной безопасности.
Изготавливаемая или реализуемая пожароопасная продукция должна иметь соответствующие сертификаты. Порядок сертификации и получения сертификатов определяется в соответствии с законодательством.

Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

Статья 14. Цели и задачи пожарной охраны

Пожарная охрана организуется в целях защиты от пожаров жизни и здоровья граждан, материальных и культурных ценностей.
Основными задачами пожарной охраны являются:
- разработка, организация и осуществление мероприятий, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности населения, имущества, повышение эффективности противопожарной защиты населенных пунктов и объектов;
- тушение пожаров и проведение первоочередных аварийно - спасательных работ в населенных пунктах и на объектах;
- иные задачи на пожарную охрану могут быть возложены только Законом.

Статья 15. Состав пожарной охраны

В состав пожарной охраны входят:
- Государственная противопожарная служба;
- ведомственная пожарная охрана;
- местная пожарная охрана;
- добровольная пожарная охрана;
- общественные организации пожарной охраны.

Статья 16. Государственная противопожарная служба

Государственная противопожарная служба осуществляет государственный надзор за соблюдением противопожарных требований стандартов, норм и правил; организует и обеспечивает тушение пожаров и проведение первоочередных аварийно - спасательных работ всеми имеющимися в ее распоряжении силами и средствами; в установленном порядке разрабатывает пожарно - профилактические мероприятия для защиты населения, имущества, населенных пунктов и объектов.

Статья 17. Ведомственная пожарная охрана

Ведомственной пожарной охраной являются органы и подразделения, создаваемые собственниками для предотвращения и тушения пожаров.
Подразделения ведомственной пожарной охраны, имеющие на вооружении выездную пожарную технику, ставятся на учет в территориальных и местных органах Государственного пожарного надзора и привлекаются к тушению пожаров и проведению первоочередных аварийно - спасательных работ в порядке, устанавливаемом ГПС МВД Республики Бурятия по согласованию с местной администрацией.
Подразделения ведомственной пожарной охраны в вопросах организации тушения пожаров и подготовки личного состава к действиям по тушению пожаров руководствуются уставами и наставлениями ГПС.

Статья 18. Местная пожарная охрана

Местная пожарная охрана создается администрациями городов, районов, поселков, сельскими администрациями по охране территорий городов, поселков, сельских населенных пунктов, не входящих в зону выездов подразделений государственной, военизированной и профессиональной пожарной охраны и действуют на основе Положения о местной пожарной охране.
Подразделения местной пожарной охраны находятся в оперативном подчинении руководителей ГПС района, города.
В вопросах организации тушения пожаров и подготовки личного состава к действиям по тушению пожаров подразделения местной пожарной охраны руководствуются уставами и наставлениями ГПС.

Статья 19. Добровольная пожарная охрана. Общественные организации пожарной охраны

Добровольная пожарная охрана организуется в рабочих поселках, сельских населенных пунктах, на объектах и функционирует на основе уставов (положений), утвержденных и зарегистрированных в установленном порядке.
Общественные организации пожарной охраны (общества, союзы, ассоциации, фонды и т.д.) создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с учредительными документами, принятыми и зарегистрированными в установленном законом порядке.

Статья 20. Служебные обязанности и права сотрудника ГПС

Сотрудник ГПС выполняет обязанности и пользуется правами в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью. Сотрудник ГПС или иных подразделений пожарной охраны независимо от места нахождения и времени при обнаружении пожара обязан:
- сообщить о пожаре в пожарную охрану;
- до прибытия оперативных подразделений ГПС или иных подразделений пожарной охраны принять руководство по тушению пожара и спасению людей на себя;
- организовать оказание первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим, эвакуацию людей и имущества.

Статья 21. Обязанности и ответственность должностных лиц государственной противопожарной службы, ведомственной и местной пожарной охраны

Должностные лица Государственной противопожарной службы, ведомственной и местной пожарной охраны в пределах своей компетенции обязаны:
- использовать предоставленные им полномочия для предупреждения и пресечения правонарушений в сфере пожарной безопасности, а также силы и средства при тушении пожаров и проведении первоочередных аварийно - спасательных работ;
- координировать свою деятельность с органами государственной власти и управления, общественными объединениями граждан в деле защиты от пожаров жизни и здоровья граждан, национального богатства;
- сохранять сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную, охраняемую законом, тайну, которые стали им известны при выполнении функциональных обязанностей;
- содействовать развитию самосознания и самодеятельности граждан в вопросах борьбы с пожарами, ликвидации последствий аварий, катастроф и других стихийных бедствий, а также выполнению законодательства в сфере пожарной безопасности.
Должностные лица Государственной противопожарной службы, ведомственной и местной пожарной охраны за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством.

Раздел 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР

Статья 22. Органы Государственного пожарного надзора

Государственный пожарный надзор (Госпожнадзор) Республики Бурятия осуществляет возложенные на него функции через местные органы Госпожнадзора.
Начальник ГПС является по должности одновременно главным государственным инспектором Республики Бурятия по пожарному надзору, а его заместители - заместителями главного государственного инспектора Республики Бурятия по пожарному надзору.

Статья 23. Задачи Государственного пожарного надзора

Основными задачами Государственного пожарного надзора являются разработка, организация и осуществление мероприятий, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей, повышение эффективности противопожарной защиты населенных пунктов и объектов.
Для решения этих задач Государственный пожарный надзор:
- осуществляет государственный контроль за соблюдением министерствами, ведомствами, предприятиями, а также должностными лицами и гражданами противопожарных требований стандартов, норм и правил;
- обобщает практику применения законодательства в области пожарной безопасности и разрабатывает предложения по его совершенствованию;
- выдает лицензии на отдельные виды деятельности, связанные с осуществлением противопожарной защиты и обеспечением пожарной безопасности, а также подготовкой и проведением тушения пожаров и аварийно - спасательных работ;
- разрабатывает мероприятия по повышению эффективности противопожарной защиты населения, имущества, населенных пунктов и объектов, а также содействует их реализации;
- участвует в комиссиях по приемке в эксплуатацию предприятий, зданий и сооружений;
- проводит дознание по делам о пожарах и нарушении правил пожарной безопасности;
- взаимодействует с общественными объединениями в области пожарной безопасности;
- контролирует состояние пожарной безопасности на объектах государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений.
На объектах частной собственности контролируются условия обеспечения безопасности людей в случае пожара, а также вопросы пожарной безопасности, затрагивающие права и интересы других (кроме собственника и членов его семьи) граждан.

Статья 24. Права Государственного пожарного надзора

Должностные лица органов Государственного пожарного надзора вправе:
- информировать органы представительной и исполнительной власти о выполнении законодательства в области пожарной безопасности;
- производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и о нарушениях правил пожарной безопасности, осуществлять в протокольной форме досудебную подготовку материалов о преступлениях, связанных с пожарами, а также производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности и налагать административные взыскания;
- выдавать и аннулировать в установленном законодательством порядке лицензии на отдельные виды деятельности, связанные с осуществлением противопожарной защиты и обеспечением пожарной безопасности, а также подготовкой и проведением тушения пожаров и аварийно - спасательных работ;
- проводить испытания и сертификацию пожароопасной продукции на соответствие требованиям пожарной безопасности;
- беспрепятственно входить в помещения и на территорию (по предъявлению удостоверения) предприятий, а также в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством, в жилые дома и квартиры с целью проверки выполнения правил пожарной безопасности, проведения пожарно - технического обследования и реализации противопожарных мероприятий;
- давать должностным лицам предприятий и другим юридическим лицам, гражданам обязательные для исполнения письменные предписания о проведении противопожарных мероприятий, устранении нарушений правил, стандартов и норм пожарной безопасности и иных причин и условий, способствующих возникновению пожаров, с указанием сроков исполнения и предоставления информации о принимаемых мерах, контролировать их выполнение;
- поручать специалистам проведение пожарно - технических экспертиз;
- приостанавливать работу предприятий впредь до выполнения необходимых противопожарных мероприятий и устранения имеющихся нарушений противопожарных требований стандартов, норм и правил, а в необходимых случаях прекращать:
а) работы по проектированию и строительству, а также введение в эксплуатацию законченных строительством, реконструируемых объектов и их пусковых комплексов;
б) эксплуатацию действующих предприятий, отдельных производственных цехов, участков, помещений, зданий, сооружений, агрегатов, оборудования, транспортных средств, а также выполнение отдельных видов работ и производственной деятельности;
в) разработку, постановку на производство, производство и применение продукции народного хозяйства в случае несоответствия ее противопожарным требованиям стандартов, норм и правил;
- осуществлять иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.

Статья 25. Обязательность исполнения законных требований работников ГПС

Законные требования работников ГПС обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.
Невыполнение законных требований работников ГПС и действия, препятствующие выполнению возложенных на них обязанностей, влекут за собой ответственность в установленном законом порядке.
Работники ГПС не несут ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный при тушении пожара, проведении аварийно - спасательных работ, ликвидации непосредственной угрозы и последствий пожаров и аварий, если причиненный вред соразмерен создавшейся угрозе. Предписания и постановления органов и должностных лиц Государственного пожарного надзора являются обязательными для физических и юридических лиц.
Они могут быть изменены или отменены только государственным инспектором по пожарному надзору, вынесшим в пределах своих полномочий предписание или постановление, вышестоящим органом Государственного пожарного надзора или судом. Обжалование предписаний и постановлений не приостанавливает их действие.

Статья 26. Недопустимость вмешательства в деятельность ГПС

При осуществлении своих задач органы, подразделения и должностные лица ГПС руководствуются только законом.
Вмешательство в законную деятельность ГПС не допускается и преследуется по закону.

Статья 27. Иные виды государственного контроля за выполнением требований пожарной безопасности

Государственный контроль за противопожарным состоянием эксплуатируемых воздушных, речных, железнодорожных транспортных средств, плавающих речных средств и сооружений, а также за выполнением требований пожарной безопасности в лесах, на подземных объектах народного хозяйства и при ведении взрывных работ осуществляется надзорными органами, создаваемыми в установленном порядке соответствующими министерствами и ведомствами.

Раздел 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ

Статья 28. Взаимодействие ГПС с другими аварийными службами при тушении пожаров

Основные положения по организации и проведению тушения пожаров и первоочередных аварийно - спасательных работ определяются Боевым уставом Государственной противопожарной службы.
ГПС вправе привлекать к тушению пожаров, проведению первоочередных аварийно - спасательных работ необходимые аварийные службы, независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и сфер деятельности.
Порядок и условия взаимодействия ГПС с этими службами регулируются соответствующими соглашениями, утвержденными местной администрацией.

Статья 29. Действия ГПС в особых условиях

Порядок осуществления государственного пожарного надзора и других полномочий ГПС на объектах Министерства обороны, Министерства безопасности, Службы внешней разведки, Министерства путей сообщения Российской Федерации, на транспорте и подземных объектах министерств и ведомств Российской Федерации регламентируется соглашениями между МВД Российской Федерации и соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации, а на транспорте и подземных объектах министерств и ведомств Республики Бурятия, а равно в лесах, - между МВД Республики Бурятия и соответствующими министерствами и ведомствами Республики Бурятия.
Тушение пожаров на территории посольств, консульств, торговых представительств и на других объектах, пользующихся экстерриториальностью, осуществляется с согласия их полномочного представителя или на основании договоров между заинтересованной стороной и ГПС либо в ином установленном порядке.

Статья 30. Руководитель тушения пожара

Руководитель тушения пожара является единоначальником, ему подчиняются все силы и средства, находящиеся на месте пожара или аварии.
Никто из должностных лиц не вправе вмешиваться в его действия или отменять его распоряжения по управлению силами и средствами при тушении пожара и проведении первоочередных аварийно - спасательных работ.
Законные требования руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми государственными органами, предприятиями, должностными лицами и гражданами.
Руководитель тушения пожаров имеет право:
- давать обязательные для исполнения распоряжения об эвакуации людей, имущества, приостановке работы объектов, отдельных производств, участков, агрегатов и отключении оборудования в зоне пожара, аварии;
- требовать и получать от должностных лиц объекта, где возник пожар или произошла авария, данные (материалы) о его планировке, особенностях, имеющихся опасных веществах и материалах.
Для ликвидации пожаров, проведения первоочередных аварийно - спасательных работ предприятия по требованию руководителя тушения пожара обязаны выделять в его распоряжение людские ресурсы, а также имеющуюся пожарную, водовозную, строительную и другую технику, оборудование, огнетушащие вещества и материалы.
Общий порядок привлечения людских ресурсов, огнетушащих средств, техники и оборудования регулируется органами местного самоуправления.

Статья 31. Основные права работников пожарной охраны при тушении пожара и проведении аварийно - спасательных работ

Работники пожарной охраны при ликвидации пожара и проведении первоочередных аварийно - спасательных работ подчиняются только непосредственным и прямым начальникам.
Никто другой не вправе вмешиваться в их деятельность по тушению пожара и проведению аварийно - спасательных работ, кроме лиц, уполномоченных на то законом.
Никто не имеет права принуждать работника пожарной охраны выполнять обязанности и работы, которые настоящим Законом на пожарную охрану не возложены.
Работники пожарной охраны имеют право:
- беспрепятственно проникать в любое время суток во все производственные, жилые и иные помещения, куда распространилось или может распространиться пламя и продукты горения, вскрывать в необходимых случаях закрытые двери и окна, а также ограждающие конструкции для спасения людей, тушения пожара;
- временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также доступ граждан на отдельные участки местности или объекты, обязать их покинуть определенное место для проведения работ по тушению пожара, ликвидации его последствий, проведению аварийно - спасательных работ, обеспечению личной и общественной безопасности;
- пользоваться в неотложных случаях беспрепятственно и безвозмездно средствами связи, принадлежащими государственным органам, предприятиям и гражданам, а также с их согласия и на условиях, установленных законодательными актами, иным имуществом для тушения пожара, проведения аварийно - спасательных работ, ликвидации последствий пожаров и аварий;
- использовать в случаях, не терпящих отлагательств, транспортные средства, кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям, для сбора личного состава, эвакуации людей, имущества, доставки в лечебные учреждения лиц, нуждающихся в неотложной медицинской помощи. Расходы, понесенные собственником транспортных средств, в том числе и причиненный ущерб, возмещается в установленном законодательством порядке.

Раздел 6. СЛУЖБА В ПОЖАРНОЙ ОХРАНЕ

Статья 32. Порядок и иные условия прохождения службы

Порядок и иные условия прохождения службы в пожарной охране регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Раздел 7. ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РАБОТНИКОВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

Статья 33. Государственное страхование сотрудников ГПС и возмещение ущерба в случае гибели или увечья

Все сотрудники ГПС подлежат обязательному государственному страхованию в порядке, предусмотренном для сотрудников милиции, из средств соответствующих бюджетов, а также средств, поступающих от предприятий, в том числе на основе договоров.
В случае гибели сотрудника ГПС при исполнении служебных обязанностей, либо его смерти до истечения одного года после увольнения со службы вследствие контузии, травмы, заболевания, полученного в период прохождения службы при выполнении служебных обязанностей, семье погибшего (умершего) и его иждивенцам выплачивается не облагаемое налогом единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего (умершего), исчисленное на основе денежного содержания сотрудника в последний год службы. Выплаты производятся из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц в порядке, установленном законодательством.
В случае получения сотрудником ГПС при исполнении служебных обязанностей телесных повреждений или его заболевания, приведших к инвалидности и невозможности дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается не облагаемое налогом единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания, исчисленное на основе денежного содержания сотрудника в последний год службы. Выплаты производятся из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц в порядке, установленном законодательством.
Денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в настоящей статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета, либо средств министерств, ведомств, предприятий, заключивших с ГПС договоры.
Ущерб, причиненный имуществу сотрудника ГПС или его близких в связи с исполнением его служебных обязанностей, возмещается в полном объеме из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц в порядке, установленном законодательством.
Сотрудники ГПС имеют право обжаловать в суд незаконные действия своих начальников и других должностных лиц, ущемляющие их права и законные интересы.

Статья 34. Обеспечение сотрудников ГПС жилой площадью

Лицам, принятым на службу в ГПС, предоставляется местной администрацией, соответствующими министерствами, ведомствами, предприятиями жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам в первоочередном порядке.
Сотрудникам ГПС для приобретения, строительства жилой площади предоставляются льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 35. Обеспечение сотрудника ГПС телефоном

Сотрудникам ГПС, участвующим в тушении пожаров и проведении первоочередных аварийно - спасательных работ, квартирные телефоны устанавливаются в течение 6 месяцев со дня поступления заявления из ГПС.

Статья 36. Бесплатный проезд сотрудника ГПС

Сотрудники ГПС при исполнении служебных обязанностей бесплатно пользуются всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а также попутным транспортом - в сельской местности.
Сотрудникам ГПС, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных законодательством размерах.

Статья 37. Иные гарантии правовой и социальной защиты работников пожарной охраны

На работников ГПС по охране предприятий с вредными условиями труда распространяются гарантии правовой и социальной защиты, установленные для рабочих и служащих этих предприятий.
На работников ГПС распространяются иные гарантии правовой и социальной защиты, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.

Статья 38. Гарантии социальной защиты и стимулирования деятельности пожарных добровольцев

Участие граждан в работе добровольной пожарной охраны является почетной общественной деятельностью.
Пожарные добровольцы за время участия в боевых дежурствах добровольных пожарных формирований в соответствии с графиком, утвержденным органом местного самоуправления, в тушении пожаров, проведении аварийно - спасательных работ, а также в работах по предупреждению и ликвидации последствий пожаров, аварий и катастроф получают среднемесячную оплату труда по занимаемой должности на основной работе.
Расходы собственника на оплату труда добровольных пожарных на объектах муниципальной собственности возмещаются ему из средств местного бюджета в порядке, установленном органами местного самоуправления.
В населенных пунктах, где отсутствует профессиональная пожарная охрана, добровольные пожарные, участвующие в боевых дежурствах добровольных пожарных формирований, имеют право на установку телефона вне очереди и на льготных условиях.

Статья 39. Ответственность за несоблюдение гарантий правовой и социальной защиты сотрудника ГПС

В случае несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты сотрудника ГПС, предусмотренных настоящим Законом, виновные в этом должностные лица несут ответственность, установленную действующим законодательством.

Раздел 8. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

Статья 40. Финансовое обеспечение деятельности ГПС

Финансовое обеспечение деятельности ГПС осуществляется за счет:
- бюджета Российской Федерации;
- бюджета Республики Бурятия;
- местных бюджетов;
- средств министерств, ведомств, предприятий, поступающих в соответствии с заключенными в установленном порядке договорами;
- дифференцированной платы предприятий, не имеющих подразделений пожарной охраны с выездной техникой, за содержание государственной противопожарной службы;
- обязательных отчислений от доходов страховых организаций и учреждений по огневому, в том числе смешанному, страхованию от пожаров;
- средств субъектов собственности, уплачиваемых в местный бюджет за получение лицензий, а также в виде штрафов за нарушение правил использования лицензий;
- средств от хозяйственной деятельности и платных услуг, оказываемых государственной противопожарной службой;
- других внебюджетных платежей и пожертвований, предусмотренных действующим законодательством.

Статья 41. Материально - техническое обеспечение ГПС

Материально - техническое обеспечение ГПС осуществляется за счет средств, выделяемых на финансирование подразделений службы.
Порядок и нормы материально - технического обеспечения ГПС устанавливаются вышестоящими органами службы.
Органы и подразделения ГПС вправе принимать во владение, пользование и распоряжение от предприятий, в том числе иностранных, транспортные средства и другую технику, необходимые для выполнения возложенных на службу обязанностей.
Местная администрация представляет органам и подразделениям ГПС служебные помещения, оборудованные средствами связи. Служебные помещения для объектовых подразделений ГПС, содержащихся за счет средств, поступающих по договорам, представляют соответствующие министерства, ведомства, предприятия. Министерства, ведомства, местная администрация, предприятия обеспечивают техническую эксплуатацию, в том числе отопление и освещение, предоставленных подразделениями ГПС служебных помещений и их капитальный ремонт.

Статья 42. О налоговых льготах предприятиям, на содержании которых находятся подразделения пожарной охраны

Предприятия, на содержании которых находятся подразделения пожарной охраны, освобождаются от уплаты налога на прибыль в пределах сумм, зачисляемых в местные бюджеты, направляемых ими в течение календарного года на содержание подразделений пожарной охраны.
Льготы, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, распространяются только на предприятия, подразделения пожарной охраны которых обеспечивают пожарную безопасность и тушение пожаров на объектах социального назначения, в том числе жилого фонда, не принадлежащих предприятию, по месту дислокации пожарной охраны и в прилегающих населенных пунктах (микрорайонах). Перечень указанных населенных пунктов (микрорайонов) утверждается (вариант определяется) администрацией района, города.

Статья 43. Обязанности страховых организаций в обеспечении пожарной безопасности

Организации, осуществляющие страхование от пожаров, обязаны производить отчисление в сумме двадцати процентов от прибыли, получаемой от платежей по страхованию от пожаров, в том числе смешанному, на мероприятия по обеспечению пожарной безопасности и повышение боеготовности подразделений пожарной охраны, устанавливать страхователям льготы в виде скидок со страховых платежей при выполнении противопожарных требований стандартов, норм и правил, а также снижение суммы страхового возмещения, если на возникновение пожара или последствия повлияло нарушение или невыполнение требований пожарной безопасности страхователем.
Размеры и порядок предоставления льгот по страховым платежам, уменьшение страхового возмещения в зависимости от уровня обеспечения пожарной безопасности застрахованного имущества определяются уставами страховых организаций.

Раздел 9. ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 44. Правонарушения в сфере пожарной безопасности и виды ответственности за его совершение

Под правонарушением в сфере пожарной безопасности в настоящем Законе понимается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (или бездействие), связанное с несоблюдением законодательства в области пожарной безопасности, в том числе действующих стандартов, норм и правил, а также заключений, постановлений и предписаний должностных лиц органов Государственного пожарного надзора, других решений и правил, за которые предусмотрена юридическая ответственность.
Должностные лица и граждане, допустившие правонарушения в сфере пожарной безопасности, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.
Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Бурятия, подлежат ответственности за нарушение законодательства в сфере пожарной безопасности на общих основаниях, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Статья 45. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности

Ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на:
- собственника предприятия, управляющего его деятельностью самостоятельно;
- руководителя предприятия или иных должностных лиц, если иное не указано в договоре (контракте) между субъектом, управляющим предприятием, собственником имущества;
- квартиросъемщиков и владельцев жилых зданий, помещений и хозяйственных построек (в том числе для садовых домиков и гаражей).
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу в результате нарушения законодательства о пожарной безопасности, подлежит возмещению в установленном законодательством порядке.
Предприятия обязаны возместить расходы подразделений пожарной охраны по проведению первоочередных аварийно - спасательных работ, осуществлению пожарных мероприятий и выполнению других неотложных работ, не связанных непосредственно с тушением пожаров.

Статья 46. Дисциплинарная ответственность

За совершение правонарушения в сфере пожарной безопасности должностные лица и работники предприятий подвергаются дисциплинарным взысканиям, предусмотренным законодательством, вплоть до отстранения от работы, освобождения от занимаемой должности и увольнения.
Руководители предприятий обязаны налагать дисциплинарные взыскания на должностных лиц и работников этих предприятий, совершивших правонарушения в сфере пожарной безопасности, по представлению государственного инспектора по пожарному надзору. Вид дисциплинарного взыскания определяется руководителем предприятия, организации или учреждения самостоятельно.

Раздел 10. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ В
ПОЖАРНОЙ ОХРАНЕ

Статья 47. Контроль за соблюдением законности в деятельности ГПС

Контроль за деятельностью органов и подразделений ГПС осуществляют начальник службы, а также соответствующие органы представительной и исполнительной власти.
Органы представительной и исполнительной власти осуществляют контроль за работой ГПС, не вмешиваясь в ее профессиональную деятельность.

Статья 48. Надзор за исполнением законов в деятельности ГПС

Надзор за соблюдением законности в деятельности ГПС осуществляют Прокурор Республики Бурятия и подчиненные ему прокуроры.

Статья 49. Обжалование действий должностных лиц ГПС

Действие либо бездействие должностных лиц ГПС, связанные с правонарушениями в сфере пожарной безопасности, могут быть обжалованы вышестоящему по подчиненности должностному лицу или в суд.
Подача жалобы не приостанавливает обжалуемого действия.

Статья 50. Ответственность сотрудников ГПС

За противоправные действия или бездействие сотрудники ГПС несут установленную законом ответственность.

Председатель Верховного Совета
Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
г. Улан-Удэ
22 ноября 1993 года
№ 380-XII


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru